Примерное время чтения: 5 минут
245

Кто разыгрывает национальную карту? В Уфе этнополитологи обсудили проблемы

Монумент Дружбы народов в Уфе.
Монумент Дружбы народов в Уфе. Город Уфа

В Уфе на днях состоялась дискуссия в рамках пленарного заседания и круглых столов, проводимых по проекту «Школа молодого этнополитолога». Ученые обсудили методы изучения этнополитических процессов.

Для чего нужна свобода?

«Этнос нам преподносят, как нечто монолитное. Но в нём, как минимум, присутствуют народ и элита. А в последней тоже, как правило, есть две категории. Это элита властно-ориентированная и ориентированная на культуру и развитие своего народа», - высказался профессор Александр Селиванов.

Кроме того, учёный выделил тех, кто предпочитает своей национальной принадлежности позиционирование себя как представителя российской элиты. Либеральная часть этой группы стремится экспортировать в нашу страну западные методы развития общества.

Этносоциальные и политические проблемы в России, по мнению доктора социологических наук Алексея Курлова, чаще всего связаны с отдельными представителями этнических групп.

«Они выдвигают претензии, формулируют преференции с требованием большей суверенности, которая, якобы, должна дать возможность той или иной народности обратить больше внимания на традиции своего языка и культуры, - считает он. – Мне кажется, что под этой ширмой скрываются несколько иные амбиции, связанные с получением статусных, властных, социальных преференций для этих лиц».

По его словам, часто звучат крайне абсурдные аргументы в пользу того, что та или иная этническая общность должна стать абсолютно свободной.

«Отчего? Есть две свободы. Свобода «для» - как средство достижения различных целей и свобода «от» - как форма освобождения от принуждения, других внешних факторов. В последнем случае субъект превращается в закрытую зарегулируемую систему, - уверен ученый. - Отнюдь не все общности объективно могут претендовать на ту или иную свободу или суверенитет. Эти претензии могут быть реализованы только тогда, когда есть общность языка и территории, устойчивая система культуры, наличие собственных национальных производительных сил. Вместе с тем мы знаем, что представители различных этносов размазаны по огромным социальным пространствам. И не все языки эффективны и адаптированы для передачи современной научно-технической и научно-культурной информации. Если этого нет, то возникают следующие представители элиты. Они, не сумев самоутвердиться в какой-либо области деятельности, берут на вооружение национальную карту и пытаются придумать некие исторические факты, возвеличивающие народ, носителем которого они являются».

Новые вызовы

Сотрудник Южного федерального университета Аскер Тлостнаков дал обстоятельный обзор этнополитических процессов на Северном Кавказе. Он заметил, что большинство молодёжных национальных организаций ограничиваются требованиями к государству по формуле: наша задача - обозначить проблемы, а ваша - их решить, причём теми методами, которые мы предложим. Хотя есть и другие примеры, когда общественные организации не политизируют свою деятельность, а кропотливо занимаются вопросами развития национальных культур и языка. При этом Тлостнаков отметил, что анализ причин межнациональных конфликтов часто выявляет недоработки органов государственной и муниципальной власти, которые можно было избежать, если бы ситуация вовремя была исследована.

Кандидат психологических наук Альмира Гирфанова рассказала о практике взаимодействия народов в Башкирии. Привела пример башкирской семьи, в которой сёстры вышли замуж за татарина и русского. Что характеризует, по е ее мнению, башкир как открытый этнос, который толерантен к другим народам. Она отметила, что это влечёт проблемы в деле сохранения культуры и языка.

Другие особенности этнополитического процесса в Башкирии обозначил кандидат политических наук Владимир Савичев.

«Внутри современных этносов огромное количество различных групп интересов, - высказался он. - Изучать этнос как некую универсальную общность уже невозможно. Необходимы новые методологические подходы. У нас регион с очень свободным выбором религиозной самоидентификации. Например, 30% прихожан протестантских церквей - башкиры и татары. Религиозные праздники являются не монополией одной конфессиональной группы, а в них вовлекаются представители и других религиозных общин. Формально у нас около 30% межнациональных браков, а если посмотрим с учетом бабушек и дедушек, то увидим, что примерно 70% семей в республике межнациональные. Получается, что самая массовая этническая группа у нас – люди, воспитанные в многонациональных семьях. Всероссийская перепись летом этого года впервые в истории покажет преобладание городского башкирского населения над сельским. А это даст новую пищу для этнополитических исследований».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах