Президент России в своём послании к Федеральному Собранию 15 января рассказал о направлениях грядущих перемен во власти. Предлагается установить приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны, ужесточить требования к кандидатам на президентский пост, изменить статус и полномочия Госсовета и усилить позиции губернаторов.
Кроме того изменится роль парламента. Назначение руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации. Кандидатура премьера должна пройти утверждение Госдумой, а также законодательный орган примет участие в формировании правительства. В Конституции РФ закрепят социальные гарантии. Так, предлагается закрепить условия, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума.
Политолог Сергей Лаврентьев рассказал «АиФ-уфа», как все эти изменения могут отразиться на политической жизни Башкирии.
Добавят полномочий
Алексей Шушпанов, «АиФ-Уфа»: Сергей Николаевич, многим не совсем понятно, зачем всё это делается. Ведь у руководителя нашей страны, согласно социологическим исследованиям, и так высокий уровень доверия.
Сергей Лаврентьев: Осенью ВЦИОМ проводил опрос, выяснилось, что 60% людей хотят перемен. Но они не желают возврата к социализму, а хотят видеть новые лица во власти. Партии - в такой же ситуации, в них тоже требуется обновление. И если они хотят остаться на плаву, то им надо что-то делать.
- А нам что от этих реформ? Ну, сменил Дмитрия Медведева на посту председателя правительства России Михаил Мишустин. Но это в Москве, а для нас в чем интерес?
- Идёт переформатирование властных структур. Это увеличение объёма полномочий Госдумы, Совета Федерации, законодательно оформляется Госсовет. Как совещательный орган при президенте, он приобретёт, благодаря нововведениям в Конституцию, функции элемента исполнительной власти. Его усиление - а в этот орган входят все руководители субъектов федерации - серьёзно повышает политический вес последних.
Кроме того, появится целый ряд новых функций. Совет Федерации станет утверждать руководителей силовых структур. Раньше они назначались президентом. Теперь он это сделает только после того, как дадут «добро» сенаторы. Региональных силовиков тоже обяжут проходить этот фильтр.
Наконец, представители регионов в Совете Федераций будут достаточно солидарно себя вести по отношению к какой-нибудь инициативе, присланной сверху. С ними придётся считаться.
- А местечковость. Мы же своих силовиков будем продвигать.
- Это исключено, окончательно утверждать кандидатуры будет всё равно первое лицо.
Какую страну получим
- Говорят, что мы превращаемся в парламентскую республику…
- Эта дискуссия идёт давно. Я согласен с Владимиром Путиным, который считает президентский вариант наиболее приемлемым для нашей страны. Не только потому, что она большая, многонациональная и многоконфессиональная. Есть ещё ментальность. В своё время мы стали спорить с китайцами, почему у вас реформы получились, а у нас нет. Те ответили: мы решили во время культурной революции уничтожать воробьёв, чтобы они не клевали зерно - и сделали это. А вы принимаете правильное решение о монетизации социальных льгот, а потом начинаете дискуссию, правильно это или неправильно. В итоге процесс тормозится. Поэтому в данной ситуации важен президентский формат. Принято решение – выполняйте.
Конституционные изменения в конечном итоге пойдут на пользу. Хотя есть определённые круги, в том числе и у нас в республике, которые будут говорить, что это усиление вертикали. Это не так.
- Наоборот, говорят, что это ослабление. Больше полномочий получит законодательная власть в лице Госдумы, Совета Федерации.
- Это же вертикальные структуры.
- Но у нас исполнительная власть по факту диктует то, что надо делать законодательной.
- Это было всегда. Исключением можно назвать последнюю Думу 4-го созыва при царе Николае II. Была самостоятельность, оппозиция. Принимались решения, ограничивающие монархию. Затем Съезд народных депутатов СССР, олицетворяющий разгул демократии при однопартийной системе. И, наконец, Верховный Совет РСФСР при Борисе Ельцине. А после этого политика вертикализации власти оптимизировала законодательные органы центра, изменив способ их формирования. Сегодня их формат не меняется, но перераспределяются полномочия. Другое дело, что начались всякие инсинуации, что Владимир Путин укрепляет свои позиции перед тем, как покинет пост президента. Но он сам заявил, что в России нельзя допускать двоевластие. И прав. Обязательно произойдёт раскол в народе. А там недалеко и до гражданской войны.
Новые вызовы
- Вы упомянули политику укрепления вертикали власти. Она привела к тому, что регионы стали отдавать больше ресурсов центру.
- Это всегда будет предметом обсуждения. Даже в Германии богатый Гамбург недоволен тем, что с него берут больше, чем с Бремена. У немцев постоянно идёт борьба между федеральным и местными бюджетами.
- А в выборном законодательстве изменения нужны? Например, отмена муниципального фильтра для губернаторов.
- Он вообще надуман. Практика в нашем регионе показывала, что муниципальные депутаты вообще не хотят таким образом участвовать в предвыборной гонке конкурентов, и власти приходилось административно решать вопрос.
- В начале нашей беседы вы сказали, что среди населения страны есть запрос на обновление. Это касается и Башкирии? Как у нас с новыми людьми?
- Они есть, и мы это видим. Но не те. У главы Башкирии Радия Хабирова был хороший лозунг «Счастье работать дома». Почему земляков не осчастливишь, предпочитая им гастролёров? Тянешь их извне, и не только из Красногорска? С другой стороны, есть в этом свой резон. Надо избавляться от патриархального консерватизма, которым наш регион всегда отличался в отличие от тех же татар.
- Почему? У них же тоже национальная республика.
- Всё определялось разными степенями богатства. После развала СССР мы оказались зажиточнее, и за счёт этого решали социальные вопросы. А там не боялись авантюр, брали кредиты и займы. В итоге ресурсы сравнялись. Татары лучше лоббируют свои интересы в Москве. Уроженец Казани Марат Хуснуллин - теперь вице-премьер российского правительства. Что он, забудет о своей родине? Думаю, её строительная индустрия будет иметь теперь преференции.
- С какими ещё вызовами нам придётся бороться?
- Национальный вопрос будет всегда. А под его прикрытием станут политизироваться какие-то экономические проблемы. Яркий пример тому – споры вокруг шиханов. Фактор противников разработки Куштау станет активно подпитываться. Хотя «Сода» – это стратегический ресурс, он важен в деле укрепления обороноспособности нашей страны. Его надо добывать здесь, а не завозить, например, из Китая.
- Референдум по Конституции РФ пройдёт весной. А это традиционный период начала уличных протестных акций.
- От них никуда не деться. Но власть будет нивелировать это новой патриотической волной, связанной с празднованием 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Даже в книжных магазинах обновились полки литературы о войне. Главным раздражителем, видимо, станет штаб Навального в Уфе. Какой станет реакция местных властей на это, пока не знаю. Хотя не понимаю, зачем им запрещать выступать на общественных слушаниях? Лакмусовой бумажкой того, как наши чиновники будут заниматься протестной проблемой, станет решение по местному законодательству о митингах. Вы знаете, что при Госсобрании Башкирии по этим вопросам создали рабочую группу, куда входят общественники из Совета по правам человека при главе республики. Не понятно, прекратятся ли фокусы по подаче заявок на проведение публичных акций. Или по местам их проведения. Все они сегодня в Уфе на задворках. Сделайте гайд-парком Советскую площадь. Она и проезду транспорта не мешает.
- А парламентская оппозиция как себя поведёт?
- Об этом можно судить по тому, как она голосовала за кандидатуру премьера российского правительства. КПРФ воздержалась. Коммунисты сохраняют за собой право критики. Она будет, ведь их кандидатов в состав правительства не включили.
- И наши наследники дела Ленина-Сталина будут пожёстче?
- Они должны решить свои внутренние проблемы. У них сейчас наблюдается конфликт поколений. А шансы приобрести новых сторонников у левых есть.
В условиях увеличения социальной дифференциации они будут накапливать свой электоральный потенциал.
- Говорят о досрочных выборах в Госдуму.
- Её спикер Вячеслав Володин высказался, что ничего такого не ожидается. Но сам факт досрочного роспуска прописан в нашей Конституции. Всё может быть. Не утвердили законопроект президента и всё. Повод найти можно всегда. Но нужно ли? Зачем торопиться?
- Выборы в этот законодательный орган в 2021 году будут другими?
- Появятся новые партии. Могут понизить барьер с 7 до 5% для прохождения партий в Госдуму. Но в данном случае возрастёт её неуправляемость. Обновление лиц точно будет. Все это поняли. «Единая Россия» неизбежно ухудшит свои позиции. Пул парламентариев от Башкирии формировался при старой власти, и он серьёзно обновится. Уже идёт формирование нового списка кандидатов. Думаю, недостатка в желающих нет. А кто попадёт в число счастливчиков, узнаем, видимо, уже этой осенью.