Разводили лошадей, дрессировали соколов для охоты, безупречно обрабатывали древесину, варили клей из рыбьей шкуры, занимались земледелием. Интересные факты из жизни древних башкир рассказал ученый, который посвятил изучению их культуры более 40 лет.
Птенцов снимали со скалы
Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: Мирза Гизитдинович, почему вы решили заняться изучением этой темы?
Мирза Муллагулов: Когда учился в университете, во время экспедиции я изучал историю происхождения родов башкир, хозяйство и быт. Месяц собирал материал в селах Белорецкого, Баймакского, Бурзянского, Абзелиловского районов. Это и определило моё будущее. После отработки в Ассинской средней школе стал младшим научным сотрудником в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР. Первый год собирал материал по земледелию, но душа лежала к другому. Ведь в роду у меня все охотники. Если бы тогда, в 1971 году, я занялся соколиной охотой, то застал бы ещё в живых людей, которые занимались этим промыслом. Позже большую часть информации пришлось собирать в архивах. Моя книга «Башкирская соколиная охота» всё же вышла, но в 2013 году.
- Они в древности вели оседлый образ жизни. Потом утратили этот навык и стали кочевниками. О том, что люди обрабатывали землю, свидетельствуют сохранившиеся обряды. Войны и монгольское нашествие привели к регрессу. В документах территория расселения башкир определяется от реки Тобол до реки Дона и от Камы до Аральского моря. Такая огромная площадь предполагала прогрессивное хозяйствование. Куда всё исчезло, предстоит ещё разобраться.
- Соколиная охота – это ноу-хау башкир?
- В одном из архивов я познакомился с казахским учёным. Он доказывал, что соколиная охота в классической форме появилась у них в начале 16 века. Но у нас она известна со времени татаро-монгольского нашествия. Ведь захватчикам башкиры платили налог дрессированными птицами. Птенцов они собирали более мягким методом, чем их юго-восточные соседи. Те со скалы спускали на верёвке ведро с камнями и гремели о склон у гнезда, птенцы падали от испуга, их ловили на лету. Кто-то погибал.
А как делали наши предки? У моей родной деревни есть отвесная белая скала, там как раз и гнездовались соколы. Оттуда снимали птенцов орла, сокола и самого ценного – кречета. На вершине вбивали два столба, привязывали веревку, наматывая её вокруг них восьмёркой, по ней спускался охотник и брал птенцов. Одного всегда оставлял для размножения.
На щук с шестом
- Чем они ещё занимались?
- Безупречно обрабатывали древесину. Народов, которые лучше их владели этим ремеслом, я не знаю. Заявляю об этом ответственно, после изучения многих источников. Кумысный ковш, например, вырезали из берёзового капа корня. Это болезнь дерева в виде нароста – деформация волокон древесины. Такой материал не поддавался растрескиванию и гниению. В Японии изготавливают из него сувениры. Ручку посудины делали ажурной, с деревянной цепочкой. Изделие из цельного куска дерева изготовлялось минимумом инструментов: топор, нож, 3-4 резца. Ковш после изготовления проверяли другие мастера, нет ли следов клея. Эти произведения экспонируются даже в Лейпцигском музее этнографии!
- Говорят, чем точно башкиры никогда не занимались, так это рыбалкой. Правда?
- Я доказал обратное. У них имелся оригинальный способ ловли. Брали два шеста. У одного расщепляли конец, вставляли в него самца щуки и опускали в воду. К рыбе подплывали самки. К другому шесту привязывали аркан из верёвки и ловили им собравшихся вокруг щук. Были и удочки, но этот способ прогрессивнее. С его помощью выбирали только крупную рыбу.
- Тогда почему в национальной кухне нет блюд из неё?
- Для длительного хранения рыбу коптили. В тяжёлые годы, когда несколько лет подряд стояла засуха, выручали эти заготовки. А так в основном ели уху. Рыбу жарили очень редко, так как заботились о своём здоровье. В чём причина раковых заболеваний среди казахов и французов? И те, и другие едят много жареного мяса, причём французы ещё и запивают его вином.
- Есть интересные подробности, как разводили знаменитых башкирских лошадей?
- Башкиры были прекрасными коневодами, это отмечал в XIX веке немецкий учёный геолог и этнограф Фридрих Ратцель. Например, чтобы порода не мельчала, в неё надо вливать свежую кровь. Брали лошадей у соседей. Не всегда законными методами, проявляя находчивость. В чужой табун пускали кобылу. Жеребца, конечно, начинало тянуть к новенькой. А лошадь была так вышколена, что шла к лесу, где прятался хозяин, заманивая ухажёра. А там уже дело техники: жеребца арканили и уводили в свой табун. Попросту говоря, воровали. Правда, рискуя при этом жизнью: если поймают, могли и убить.
Народов, которые лучше башкир умели работать с древесиной, я не знаю.
Русский писатель XIX века Пётр Добротворский хорошо написал о таланте башкир по разведению и вольтижировке коней. Сегодня эта традиция утеряна. Произошло это из-за башкирских восстаний. Тогда не только люди погибали, но и лошади. Кроме того, власти конфисковывали их в большом количестве. Другая причина – миграция, люди приходили сюда со своим скотом. Породы перемешались.
- Сегодня же разводят башкирскую породу...
- В Салаватском районе? Это не те скакуны, о которых писал генерал Пётр Румянцев, восторгаясь их быстротой и лёгкостью бега. В его армии в Восточной Пруссии в Семилетнюю войну воевало четыре полка башкирской конницы. Кстати, и в Великую Отечественную кони наших бойцов 112-й кавдивизии отличались выносливостью и обученностью. Например, во время вражеского обстрела они по команде ложились на землю, создавая живую защиту для хозяина.
Как ловили медведя
- Что ещё утеряно?
- Раньше умели варить клей из семи видов рыбьей шкуры. Его использовали для изготовления орудий труда, утвари, например посуды из бересты, склеивания бочек. Лук делали из двух пород дерева: сосновой и лиственной. С таким оружием можно было воевать и в дождь, и в зной. Охотничьи лыжи снизу обклеивали мехом, а клей готовили на основе крови животных. Как – неизвестно, технология утеряна. Когда человек шёл в гору, такие лыжи не скатывались вниз.
- Но бортничество сумели сохранить…
- Башкиры испокон веков занимались бортничеством, хотя есть мнение, что они переняли его от финно-угорских племён. Была придумана целая система защиты мёда от медведей. Перед бортями на верёвках закрепляли площадку с ловушкой. Когда мишка забирался на неё, она опрокидывалась, аркан фиксировал его заднюю лапу, и так он качался на дереве до прихода бортника, который, кроме мёда, ещё и свежую медвежатину получал.
Или на ветку перед бортью привязывали тяжёлый чурбак, чтобы он висел перед летком (отверстие, через которое пчелы попадают в борть). Медведь отталкивал чурбак лапой, и он, возвращаясь, бил его по морде. Чем сильнее толкал медведь чурбак, тем сильнее был возвратный удар.
У русских переняли овощеводство и прогрессивные методы хлебопашества.
Башкиры вообще активно использовали то, что давала им природа: дикорастущие травы, корнеплоды и кору деревьев. Эти знания им помогали в межсезонье, особенно ранней весной, когда зимние запасы уже закончились, а нового урожая еще нет. Дикий чеснок, очень богатый крахмалом, ели вместо картошки, заправляя им шурпу. В голодные годы варили кору ильма, липы, сосны.
- А что башкиры переняли у других народов?
- У русских - овощеводство, более прогрессивные методы хлебопашества. Дёгтекурение переняли у мордвы. Дёготь вытапливали из бересты, смазывали оси телеги, пропитывали сбрую. Смешивая со змеиным ядом, делали мазь, которая помогала при ревматизме и суставных заболеваниях. Это лекарство высоко ценилось купцами из среднеазиатских городов Хорезма, Бухары и т.д.
- Говорят, у вас есть какое-то уникальное седло, которому уже сотни лет?
- Мне действительно посчастливилось найти очень редкое башкирское седло. Его передняя и задняя луки были изготовлены из дерева, а соединительные пластины-полочки из бересты. Вся конструкция скреплена нитями из конских сухожилий. Береста очень устойчива к воздействию внешней среды, поэтому не гниёт и не разрушается. Найденное мной седло служило уже седьмому поколению его владельцев. Такие сёдла изготавливали только в Башкирии! Причем известны они были уже в эпоху Средневековья.