Предприниматель из Туймазов Фарид Саетгариев тоже решил заполнить белые пятна генеалогического древа и подружить потомков своего башкирского рода.
Из одного села
Фарид Саетгариев: На составление своего шежере я потратил несколько лет. Проделал огромную работу: отправлял запросы в республиканский архив, переписывался с краеведами, даже вместе со своими единомышленниками заказывал ДНК-тесты. Помогал мне региональный представитель некоммерческой организации «Центр изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» в Туймазах Марат Гайнутдинов, направлявший в поисках.
Согласно ревизским сказкам, основание древа рода, к которому принадлежит Ф. Саетгариев, началось с общего предка припущенника Калмана в с. Аднагулово примерно в 1650 г. Затем от двух его сыновей-землепашцев Мустафы и Усейна образовалось четыре ветви, которые возглавили Абзялил, Зейнулла, Сагит и Искандар.
- Сегодня модно жаловаться на жизнь. Что вы узнали нового о том, как существовали ваши предки?
- В наше время молодые, чтобы завести даже одного ребёнка, семь раз подумают. А раньше в семьях было по 6-7 детей. Жили скопом, опираясь друг на друга, в жестоких, непредсказуемых условиях. Если мужчина доживал до 45 лет – это считалось большой удачей, о чём рассказывают административные записи, краеведческие хроники. Анализ метрик рассказывает о том, что большинство умерших уходили из жизни от дизентерии и коклюша. Девушек выдавали замуж в неполные 16 лет. В административных записях начала XIX века указывались и причины развода: «По несовпадению общих интересов».
Жизнь моих предков и родичей – непрекращающаяся борьба за выживание под тектоническими сдвигами истории. Кто-то примкнул к «белым», кто-то к «красным», дрался с фашистами.
- Коллективизация после революции стала для вашего деда всё-таки благом или бичом?
– Мой дед Фаррахетдин владел в селе Аднагулово почти 16 гектарами земли, скотом, был отличным хлеборобом. По меркам того времени прожил долгую жизнь (60 лет), избежав смерти от голодомора 20-х годов, репрессий, эпидемий, коллективизации. Один из аднагуловцев сообщил ему, что придут раскулачивать и арестуют. Захватив самое ценное, Фаррахетдин ночью покинул дом и перебрался в деревню Кызыл-таш. Обустроив семью, он умер через несколько лет.
- Сейчас в республике, да и в мире большая миграция. Представляется, что раньше люди из поколения в поколение жили в одной местности, так ли это?
- Верится с трудом, но многие Гиниятуллины, Идиятуллины, Рахматуллины, Шайхуллины, живущие в России, вышли из нашего села, они одного аднагуловского рода Калман. Их родственные ветви причудливо переплетались, и люди порой гораздо ближе друг к другу по крови, но не подозревают об этом.
Некоторые перебрались в Турцию и стали госуправленцами или писателями, как Тимерзян Идрисов.
Неожиданные выводы
– Почему вы решили, что имеете венгерские корни?
– Отправив в Уфу образец своего ДНК, я получил генетический код по мужской линии, гаплогруппе n1c 1a 1b1-Z1928. 37 моих ближайших совпаденцев по игрек-хромосоме, которая не меняется тысячелетиями, живут в Венгрии. Это, по утверждению учёных, мадьяры из башкирских родов Юрми, Еней и Юрматы.
- Сейчас в Интернете идёт дискуссия с представителями традиционной школы происхождения народов республики…
- Когда мы рассказали про «мадьярский след» в соцсетях, начался спор. Представители ещё советской исторической школы не отвергали результаты моих тестов, но сомневались в нахождении мадьяр на западе Башкирии. Эти результаты можно проверить на сайте www.suyun.info, зарегистрировавшись там. По исследованиям учёных, почти у всех мужчин по фамилии Саетгари(е)ев, Хисамов, Салимгареев, Идрисов, Сайфутдинов гаплотип y-хромосомы одинаковый, передаётся от отца к сыну, что тоже можно проверить на данном электронном ресурсе. Часть венгров с такой гаплогруппой живёт и в Чехии.
– Как может помочь людям их новое знание о своём происхождении?
– Сейчас стало много спекуляций по этническим вопросам. Им можно противопоставить только научные данные по ДНК-методу, признанному почти всеми судебными системами мира. Уверен, что потомки Калмана, расселившиеся по всему миру, не должны быть людьми, не помнящими родства. Им без преувеличения есть чем гордиться. Они созидали, творили историю края, защитили его и не растворились в неизвестности. Цифровые виртуальные технологии позволяют сегодня хотя бы частично воскресить память о них.
Нам нужно знать о своих корнях. Посмотрите, как бережно относятся к своей аутентичности, происхождению в Японии, Азии, Тайланде и Индии. Мы не хуже. И за последние 20 лет в республике много сделали в этом направлении.
- Что вы теперь думаете предпринять?
- У меня есть заветная мечта – собрать потомков Калмана (их много и в Татарстане) на аднагуловской земле, познакомить друг с другом, рассказать им о корнях, заполнить белые пятна генеалогического древа. Несколько раз обзванивал дальних родственников. Старшим интересно, молодым - пока нет. Никто не отказывается, но и приехать на встречу не спешит. Тем не менее, интерес у людей к восстановлению родословной растёт. Надеюсь, что потомки Калмана всё-таки соберутся вместе, например, на сабантуе села Аднагулово.
Комментарий
Участник бирской экспедиции Артур Идельбаев:
«В июле Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимого культурного наследия РБ провёл раскопки бирского могильника, являющегося археологическим памятником. В них участвовали студенты и аспиранты Католического университета Петера Пазманя из Будапешта. Могильник включает комплекс захоронений со II по VIII века нашей эры. Это Пьяноборская, Кушнаренковская, Бахмутинская культуры. Сегодня развивается историческая версия, что носителями Кушнаренковской культуры были предки мадьяр.
Венгерские археологи приняли участие в исследованиях БГУ под руководством кандидата исторических наук Р. Руслановой на Бирском грунтовом могильнике. В ходе недельных раскопок удалось обнаружить девять погребений, датируемых ориентировочно II - III вв. н.э. Это позволило определить северную границу могильника и получить коллекцию находок, которые представляют большой научный интерес».
Взгляд профессионала
Профессор Башгоспедуниверситета Владимир Иванов:
«Полученные результаты весьма похвальны с точки зрения стремления докопаться до своих корней, но не сенсационны. Во-первых, то, что древние венгры (угры-мадьяры), начиная с рубежа 6-7 вв. н.э. и до 13-14 вв. обитали на территории современного Башкортостана - факт, который мало у кого из современных археологов и историков вызывает сомнение. Во-вторых, существует такое понятие (и явление) как генотип. Часть его носителей всё равно остается на своей этнической территории даже после того, как основная масса их кровных сородичей покидает её (в виде брачных партнеров мигрантов, пленников и т.п.). В-третьих, важна «чистота или корректность эксперимента». Для чего Ф. Саетгариеву необходимо провести подобное же исследование со статистически репрезентативным числом своих родственников, а также с представителями других башкирских родов и соседних финно-пермских и угорских народов - удмуртами, марийцами, коми, хантами и манси. Если у них не найдется такой же гаплогруппы (что абсолютно невероятно), то тогда да, генетическое родство с венграми приобретет характер сенсации. А пока это факт, интересный для самого изыскателя и его ближайших родственников. Научной ценности он пока не имеет».