26-летний уфимец Айнур Тимергалиев – художник, который покорил своим мастерством звезд мировой величины. Портреты, нарисованные им, украшают комнаты боксера Майка Тайсона, рэпера 50 Cent, бизнес-тренера Брайана Трейси и других. Сейчас он готовится к первой персональной выставке в столице Великобритании. И пытается доказать, что современное искусство востребовано и коммерчески выгодно, но за популярность нужно бороться креативно. Подробности - в интервью UFA.AIF.RU.
Обратить на себя внимание
Айнур Тимергалиев: Угадайте, что мне давалось труднее всего, когда я учился? Поначалу я сильно мучался, чтобы на картине получалось схожее с оригиналом лицо. Но я знал, только портрет может показать силу и глубину человека. В глазах, чертах и выражении лица, даже в самых мелких морщинках передается история без слов. И все, о чем молчит человек, становится «запредельно громким». Поэтому готов был биться сам с собой снова и снова.
Портрет для меня - самый сложный и таинственный жанр, ведь визуальное сходство кроется не в копировании лица на бумагу, мне важно донести суть человека, характер, впечатление, которое он производит в реальной жизни. Сила портрета сегодня уходит, он становится попсовым жанром. Псевдохудожники стилизуют фотографии под картины. Я называю это «игрой в имитацию». Настоящее искусство ничего не имитирует, оно отражает, вскрывает то, что не видно глазу.
- По какому принципу ты выбираешь героев?
- Я рисую тех, чья деятельность меня вдохновляет. Для этого пересматриваю, переслушиваю, перечитываю все, что найду про человека в интернете. Важно его понять, чтобы показать максимально живым. Люблю применять эффект «зеркальный взгляд»: под любым ракурсом портрет смотрит на тебя. Получается, будто человек с рисунка смотрит тебе в душу. Пока нарисовал около 40 звезд, семеро из них – известные всей планете. 30-ти моим звездным персонажам удалось передать портрет или получить от них отклик.
Обычно на одну работу уходит от двух до пяти дней, рисую с первого раза, без переделок. Люблю мягкие карандаши, твердыми пользуюсь очень редко. Если персонаж с темными волосами, на один рисунок может уйти более 10 карандашей. Работаю под классическую музыку, рядом кофе.
- Почему именно известные личности?
- На самом деле, это самый простой способ обратить внимание на свое творчество. Тем более сейчас, когда благодаря социальным сетям нет границ для общения.
- Сейчас в портфолио больше портретов детей. Это такая тактика?
- Перед встречей с Джеффом Монсоном (боец смешанных единоборств – прим.ред) общался с его супругой, которая попросила портрет дочери. Сказала, что Джеффу будет очень приятно, заденет за живое. Сама скинула фотографии, договорилась о времени вручения. И его реакция была действительно яркой: он аж вскрикнул, увидев в рамке лицо своей малышки.
Таков закон психологии: человек не может остаться равнодушным, если видит любимого человека. Будет хранить рисунок, рука не поднимется избавиться от частички родного человека.
- У вас в коллекции есть портрет Радия Хабирова, который сейчас является временно исполняющим обязанности главы Башкирии. Не удалось ему передать?
- Я его нарисовал буквально за одну ночь, когда стало известно о назначении (11 октября 2018 года - прим.ред). Пересмотрел в интернете много фотографий. Попытался показать человека, на которого республика возлагает большие надежды.
Отдать портрет пока не удалось. Мне предлагали передать рисунок помощникам, которые ему занесут. Но я хочу подарить ему лично. Жду.
«Организовать выставку в Лондоне проще, чем у нас»
- Каковы звезды в общении? Трудно к ним подобраться?
- Сейчас проблем особо не возникает. С одной стороны, большую работу нужно проводить до: найти контакт с концертным директором или продюсером, показать свои работы, договориться о проходе на концерт, например. И хотя теперь мне достаточно заикнуться, что хочу сделать подарок и скинуть пару ссылок о моих портретах - как безбилетный проход и зона «вип» обеспечена, даже в Москве и Санкт-Петербурге. (Это самое крутое в моей деятельности.) Очень подружился с рэперами лейбла Black star. Они простые ребята, искренне восхищаются талантами. Тимати даже привстал и по-татарски поприветствовал меня двумя руками, L’one подошел первым – так его разбирало любопытство. Со Скруджи общаемся до сих пор.
Проблемы возникли только с Димой Биланом, он оказался очень высокомерным. И Максом Коржем, который отказался фотографироваться, а его охрана была чересчур агрессивной. Вообще местные артисты имеют необоснованные понты и задирают нос. К мировым звездам легче пробиться, договориться, встретиться.
- Почему Хабибу Нурмагомедову, чемпиону UFC, подарили не портрет, а картину с башкирским шиханом Торатау?
- У мусульман не принято вешать портреты на стене. Это во-первых. Во-вторых, потому что дарил картину от имени республики. Красиво вручить не получилось: закинули подарок в машину и уехали. Но зато дома они распаковали и нафотографировались. Перед его приездом в Уфу была настоящая горячка. Шихан я рисовал более 20 часов без перерывов, а ещё нужно было нарисовать парящего орла. Еле успел.
- Ты планируешь свою первую выставку. И она пройдет в Лондоне. Почему именно там?
- Потому что там организовать выставку проще, чем у нас. Сейчас вместе с моим продюсером Жанной Себастиан мы подыскиваем подходящую галерею. Планируем открыть 19 июня на один месяц. Она будет называться «Крик» и состоять из сюжетных композиций. На них фрагменты из снов, переломные моменты жизни. Посетители почувствуют внутренний мир художника, будто зайдут в мою голову и увидят мой путь со всеми его трудностями и победами. Сюжеты будут сопровождаться стихами Жанны. Их продублируют и для аудиогидов. Хотим сделать очень модное событие.
Первую часть экспозиции я уже перевез в Лондон, вторую повезу в феврале, когда буду участвовать на Лондонской неделе моды.
Вдохновение - в боксе
- Где черпаете вдохновение и силы?
- В боксе. Он мне помогает набраться энергии, выплеснуть усталость и негатив. А еще тренирует характер. Именно благодаря спорту я иду к цели, довожу начатое до конца. К Майку Тайсону попал со второго раза, до рэпера 50 Cent добирался три года!
- Как относитесь к Союзу художников. Поддерживают ли коллеги? Или такие профессиональные клубы сейчас заменили соцсети и переписки в мессенджерах?
- Союз художников живет в каком-то своем придуманном мире. Говорят, творческие люди оторваны от реальности, но многие застряли во временах своего детства. А у нас уже давно 21 век! Иногда легче получить какую-то награду за рубежом, состояться и получить призвание на международном уровне, чем пытаться состязаться со старой школой. Поддержки нет и не было. Более того, меня считают выскочкой, не любят. Я же считаю, что в творческой профессии нельзя по-другому. Можно всю жизнь считать себя гением и ни разу не выйти из своей мастерской, а можно разное слышать в спину, но идти навстречу своему зрителю.
- Что нужно делать, чтобы тебя заметили?
- Нужно следить за современными веяниями, за тем, что набирает больше лайков в интернете. Необязательно становиться товаром по первому запросу потребителя, уходить в мейнстрим, ломать свои взгляды. Достаточно понимать запросы общества и предлагать культурный ответ через призму своего творчества.
«Никто не запомнит тебя за твои мысли», - слышали такой афоризм? Самое первое и самое сложное, что нужно сделать на пути к успеху, - переступить через свой страх перед толпой, неуверенность, сомнения, желание остаться незаметным. Пусть меня лучше раскритикуют в пух и прах, но обо мне узнают. И я дам своим работам шанс изменить мир.