По мнению сити-менеджера Уфы Ирека Ялалова, «нормальный вид города» позволят создать цвета шоколада, тёмной вишни и терракот. Несогласным он посоветовал «ехать к себе в степь и строить ярко-фиолетовую крышу» и призвал Главархитектуру «железной рукой навести архитектурный порядок в городе».
«Что хочу, то и ворочу»
Но проблема, на мой взгляд, гораздо шире и серьёзнее. Посмотрите, что творится с фасадами новых, отремонтированных или реконструированных зданий после их сдачи и в процессе эксплуатации. Полная вакханалия: замена жильцами окон с другим цветом и рисунком переплетов, установка нелепых ограждений балконов и лоджий, кондиционеров. Кто во что горазд, по принципу «что хочу, то и ворочу». Результат – обезображенные фасады, сводящие на нет все усилия архитекторов и строителей. И никакой ответственности!
Если действующих законов об ответственности за несанкционированное и не согласованное вмешательство в утвержденное архитектурное решение несуществует, нужно срочно их разрабатывать. На базе Главархитектуры или Управления коммунального хозяйства должен быть создан орган, который будет требовать выполнения законности в этих вопросах и отвечать перед администрацией за их соблюдение. Без жёстких мер в данном вопросе, к сожалению, ничего не получится. Фасад здания – это лицо города, которое принадлежит всем жителям и которое нужно беречь».
Архитектура - для всех
«Разноцветные крыши – плохо это или хорошо? Сколько людей, столько и мнений, - считает краевед Анатолий Чечуха. - С одной стороны - «Дурак красное любит», с другой – крашенные суриком (оранжево-красным!) крыши. Обратимся к авторитетам: «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом [красном] цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов» - это из Гёте. А вот мудрость от В.И. Даля: «Что пёстро, то дураку и красно»».
Другое дело, что крыши – лишь малая часть проблемы. На что мне сразу ткнут, что я, дескать, ничего не понимаю в архитектуре. Соглашусь – не понимаю. Как не понимаю, наверное, ничего в живописи, скульптуре, фотографии. Но, в отличие от архитектуры, эти виды искусства предназначены большей частью для индивидуального восприятия. Поэтому я категорически против сакрального отношения к создателям городского пейзажа. Разве им всегда виднее?
Есть в природе архитекторы-творцы и такие, кто порой такого натворит, что плакать хочется. Например, выстроят едва ли не точную копию дачи румынского архитектора и с пеной у рта будут доказывать, что это гениальное сооружение, а не примитивный плагиат.
Интересно, если начинающий повар предложит создателю подобного архитектурного «шедевра» малосъедобные котлеты по собственному рецепту, тот покорно их проглотит? Даже если создатель кулинарного хай-тека будет орать, что тот ничего не понимает в котлетостроении, а у повара и образование, и прочее. Думаю, наш герой будет возражать.
Но вот от архитектуры мы уйти никуда не можем. Она может радовать или огорчать, но она останется. А так как это искусство для всех, а не для отдельно взятых зодчих, не должно оно быть «страшно далеко от народа».