Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости, чем могут быть полезны гаджеты и куда обратиться за помощью, если интернет-сети затянули в деструктивное сообщество, рассказала «АиФ-Башкортостан» специалист Республиканского клинического психотерапевтического центра Ирина Хох.
Часть общения
Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: Ирина Рудольфовна, современные дети не расстаются с планшетами, смартфонами. Это неизбежная реалия времени или зависимость?
Ирина Хох: Мы не в силах противостоять техническому прогрессу, который принёс разнообразные устройства, меняющие наш стиль общения. В этой реальности живут и дети. Хорошо это или плохо - зависит от целей использования гаджета. Одно дело, если техника помогает ребёнку найти нужную информацию, выполнить домашнее задание. Другое – погружение в виртуальную реальность, уход от действительности. Порой взрослые, ссылаясь на занятость, разрешают ребёнку неограниченно играть в электронные игры - лишь бы не мешал. Если убрать из такой цепочки отношений гаджет, получается, что родители фактически отталкивают чадо.
Но возможен иной вариант: если ребёнок интересен, мы разделяем его увлечения, в том числе связанные с интернетом, играми. Разве сложно спросить сына или дочь, почему они играют именно в эту игру, смотрят конкретный фильм, на какого героя хотят быть похожи? Тогда гаджет станет полноценной частью вашего общения. Но, когда взрослые сами подают не лучший пример, уткнувшись в смартфон, глупо требовать от детей соблюдения правил.
– Некоторые включают малышу игру или мультик, чтобы не капризничал, и ребёнок быстро успокаивается. В чём тут секрет?
– Малышу до трёх лет техника неинтересна, важна сама манипуляция: нажал пальчиком – появилась картинка. Кажется, так он управляет родителями, окружающим миром. Внимание сохраняется, пока рядом не появится взрослый, который начнёт с ним играть. Детям до шести лет не рекомендуется пользоваться смартфоном больше 10 минут, и игры должны соответствовать возрасту, чтобы не травмировать психику. Электронным развлечениям лучше найти замену: карточки, кубики, яркие картинки. Малышу всё равно, где он увидит их – на экране или в книге. Главное, чтобы рядом были мама или папа.
– А чем заинтересовать подростков?
– У них должен быть выбор в проведении свободного времени. Необязательно часами сидеть за компьютером, если можно играть на улице с друзьями, гулять, читать, заняться спортом и т.п. Чем больше альтернатив, тем лучше. В отличие от взрослых, использующих гаджеты в основном для работы, для детей это часть действительности. Поэтому, чтобы они рационально пользовались техникой, нужны ограничения. Только угрозы и ультиматумы недопустимы. Нельзя говорить: «не помыл посуду – отключу интернет».
Психологи считают, что детям старше шести лет можно играть в компьютерные игры до получаса, подросткам – 1,5-2 часа в день.
Просто договоритесь, что время пользования компьютером и интернетом будет зависеть от объёма заданного в школе: чем больше уроков, тем меньше времени на развлечения, и наоборот. Психологи считают, что детям старше шести лет можно играть в компьютерные игры до получаса, подросткам – 1,5-2 часа в день. Нельзя играть во время еды, надо прекратить пользоваться гаджетом за два часа до сна, чтобы не перегружать нервную систему. Такой распорядок дня должен войти в привычку. Остальное время лучше посвятить подвижным играм, общению, спорту. Интернет дешевле спортивной секции, но, сэкономив на досуге подростка, мы навредим его здоровью.
В мир иллюзий
– В чём заключается вред здоровью?
– Во время компьютерной игры ребёнок находится в напряжённой позе, сжимаются внутренние органы, позвоночник, что опасно в период роста организма. Яркая картинка влияет на состояние глаз. Вырабатывается психологическая зависимость: поиграл – и вроде бы улучшилось настроение. Компьютер становится средством решения сложных жизненных ситуаций без их анализа, мыслительной проработки. Здесь важно внимание родителей, они должны интересоваться, что происходит в школе, как складываются отношения с друзьями. Если взрослые равнодушны, ребёнок будет искать выход в виртуальной действительности.
– Если не покупать ребёнку гаджет, то и зависимость не страшна...
– Запрет лишь усилит интерес. Поиграть можно у друзей, но уже без контроля родителей. Лучше разрешить, но дозированно, интересоваться, на какие сайты заходит ребёнок, во что играет. Нельзя же запретить развиваться. Кроме того, в школе дают задания, требующие поиска информации в сети.
Компьютерные игры могут принести и пользу, если они соответствуют возрасту. Головоломки, например, укрепляют память, способствуют концентрации внимания. Играя, ребёнок выбирает себе роль – героя, обладающего конкретными качествами, формирует свою идентичность. Родители могут поинтересоваться, что ему нравится в этом герое, не оскорбляя, не унижая ребёнка. Так мы формируем основу для достраивания им личностных качеств.
– А «стрелялки» не спровоцируют агрессивное поведение?
– Они повышают агрессивность на очень короткое время, пока ребёнок в игре. Гораздо важнее пример авторитетных взрослых. Дети воспринимают агрессию из семьи, глядя на поведение старших, в ответ на жестокое наказание с их стороны. Бывает, родители сами поощряют такое поведение, говоря, например: «Что ты, не пацан? Дай сдачи!».
Поможет специалист
– Как быть, если игровая зависимость уже сформировалась?
– В этом случае стоит поработать с медицинским психологом и психотерапевтом – этого не нужно бояться – специалист знает, как избавиться от вредной привычки. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем лучше. Тяга к гаджетам не каприз, получается, что они, как любой объект зависимости, что-то замещают у ребёнка. Если в семье он чувствует себя нужным и ценным, ему не придётся погружаться в виртуал. Когда он не защищён дома, ищет убежища в интернете, кажется, там можно властвовать над всем: назваться как угодно, оскорблять других.
– Некоторые родители опасаются, что интернет, точнее, отдельные сайты и группы, способен довести ребёнка до суицида. Это обоснованный страх?
– В 2015-2016 годы много говорили о так называемых «группах смерти». К счастью, мода на них прошла, тем не менее есть и другие деструктивные направления: колумбайнеры, сатанисты, криминальные сообщества. Подростки рискуют втянуться туда, поскольку у них снижена критичность мышления. Однако в последние годы число детских суицидов в Башкирии снижается. Возможно, это связано с ужесточением уголовного наказания за доведение до самоубийства, вниманием к соцсетям силовых структур, педагогов. Это создало общую ситуацию контроля, давшую свои плоды. Детям и их родителям, оказавшимся в сложной ситуации, всегда готовы прийти на помощь специалисты. Достаточно позвонить по круглосуточным телефонам доверия: 8-800-2000-122 (только для детей) и 8-800-7000-183 (для взрослых и детей). В неделю у нас бывает около 150 звонков: просят совета по разным сложным ситуациям, обращаются по поводу конфликтов, насилия.
– Недавно прошло сообщение, что девочки-подростки забрались на 50-метровую вышку, чтобы сделать селфи и выложить в соцсетях. Таких примеров немало, в том числе с трагическим исходом. В чём истоки такого опасного поведения?
– У подростков незрелое отношение к опасности и смерти. Если, сделав однажды рискованный трюк, например прыгнув с крыши под одобрительные возгласы одноклассников, ребёнок остался невредим, у него появляется иллюзия победы над страхом. Исследования показывают, что из-за размытости границ между реальным и виртуальным миром подростки не осознают, что подобное поведение может привести к травмам, инвалидности и даже смерти. Не понимают, что всё это может случиться с ними, а не с кем-то другим.
– Каждый человек и ситуация индивидуальны, но есть ли универсальный рецепт выстраивания оптимальных отношений с детьми?
– Польский педагог Януш Корчак писал: «Ребёнок – это праздник, который пока с тобой». Главное – не упустить тот короткий отрезок времени, пока дети остаются детьми. Нужно понимать и принимать ребёнка как самостоятельную личность: он не должен угождать взрослым и вести себя так, как они хотят. Родителям стоит оставить эгоизм и уделять ребенку столько времени, сколько нужно, пока он в них нуждается, разделить его интересы, сформировать традиции, например собираться вместе за вечерним чаем, интересоваться друг у друга, как прошёл день. Там, где это есть, семья дружно пройдёт все трудности.