Конфликтная ситуация произошла 12 февраля в здании поликлиники города Салавата (Башкирия). По версии, которая получила распространение поначалу, девушка, пришедшая на прием, напала на сотрудника больницы - якобы за то, что медик пытался пройти без очереди на обследование. В деталях этой истории разбирался UFA.AIF.RU.
«Медик без очереди не проходил!»
По первоначальной информации картина выглядела так: 24-летняя девушка сидела вместе с остальными в очереди на рентген-обследование. Когда уже подошла её очередь, к двери подошёл сотрудник больницы и прошёл в кабинет, не обращая внимания на остальных сидящих в ожидании людей. Взбешенная пациентка ворвалась в кабинет и, вооружившись шариковой ручкой, исполосовала ею до крови врача, который посмел принять без очереди своего коллегу.
UFA.AIF.RU дозвонился до главного врача больницы Рината Хабибуллина. Он подтвердил, что случай нападения был. Однако развивалась ситуация иначе. Сам он опирается на рассказы свидетелей, а также на данные с камер видеонаблюдения.
Действительно, к дверям рентген-кабинета, около которого сидели в ожидании пациенты, подошёл врач. Он привёл на обследование свою супругу: она также - сотрудница больницы, работает экономистом. По действующим правилам, работники медучреждения имеют право получить медуслугу вне очереди.
Однако девушка, чья очередь как раз подходила, «сделала замечание в резкой форме», отказавшись пропускать сотрудника больницы.
«Наш доктор адекватно всё это воспринял. В корректной форме он сказал: «Хорошо, если вы спешите, мы вас пропустим». И девушка прошла в кабинет. Наша сотрудница зашла уже после неё, - рассказывает Ринат Хабибуллин. - Пациенты затем получили заключения от рентген-лаборанта. Спустя какое-то время – минут 30-40 – девушка напала на рентген-лаборанта в коридоре, нанеся ей раны пилкой для ногтей. В чём был конфликт – не могу сказать, не знаю».
На месте «схватки» девушка оставила документы, поэтому нападавшую быстро вычислили. Об этом факте заявили в полицию.
«Было сообщение о конфликте между сотрудником поликлиники и одним из пациентов. В результате медработник получила телесные повреждения. По данному факту проводится проверка», - прокомментировали в пресс-службе МВД по Башкирии.
Очередь в 50 минут
По словам главного врача, пациентка ему знакома. За пару недель до этого инцидента она приходила к нему на личный приём с жалобой на то, что в приемном покое её недостаточно внимательно осмотрели.
«Я с ней поговорил, судя по описаниям, понял, что ничего серьезного её здоровью не угрожает, но позвонил в приемный покой, чтобы ещё раз осмотрели и исключили хирургическую патологию. Затем мне доложили, что она была осмотрена, оснований для госпитализации не выявлено, - рассказал главврач. – У нас с ней состоялся спокойный разговор. Ни на кого не нападала. Я не знаю, что могло её толкнуть на агрессивный поступок».
Судя по записям камер наблюдения, в очереди пациентка просидела минут 40-50.
«Это был понедельник. После субботы-воскресенья, естественно, собралось большое количество больных, которых надо обследовать. С утра в рентген-кабинет посылают пациентов для исключения пневмонии и других сложных заболеваний. Отмечу, что программа госгарантий допускает ожидание. Никаких нарушений с нашей стороны нет», - отмечает главврач.
Рентген-лаборант, получившая глубокие царапины на плече, сейчас находится на больничном. Ее здоровью ничего не угрожает, полученные травмы оцениваются как «лёгкий вред здоровью».
«Она ушла на больничный не из-за травм, а из-за полученного эмоционального стресса, - говорит Ринат Хабибуллин. – Человеку за 50 лет уже, она из той плеяды врачей, которые начинали работать в 80-е годы, когда врачей ещё уважали. Поэтому ей сложно пережить случившееся».
Бьют и не любят
Жители города Салавата, обсуждающие эту тему в группе «Подслушано Салават» в соцсети, отреагировали на ситуацию по-разному. Часть осудила женщину, проявившую агрессию, а часть сделала вывод, что врачи сами виноваты. «Бить, конечно, перебор, но, действительно, принимают пациентов так, будто издеваются. В очередях можно весь день просидеть и в конце концов услышать «прием окончен, приходите завтра», - написала одна из жительниц Салавата.
«Особенно бесит, когда в очереди стоишь два часа и вот пора заходить, и тут перед твоим носом медичка проводит своих родственников, в этом случае реально можно избить», - высказала мнение ещё одна женщина.
Нападения на врачей в Башкирии, к сожалению,не такая уж редкость. В октябре 2016 года в уфимской городской больнице №21 женщина, находившаяся в состоянии алкогольного опьянения, напала на хирурга-травматолога за то, что ей пришлось долго ждать. Врач получил сотрясение головного мозга и ушибы. В октябре 2017 года фельдшера скорой помощи избил пьяный пациент. Итог – сотрясение мозга и ушибы. В январе 2018 года мужчина вызвал домой скорую, а потом удерживал у себя дома фельдшера, требуя, чтобы он вылечил его от алкогольной интоксикации.
По стране за последние шесть лет заведено более тысячи уголовных дел по факту нападения на медработников.
«Мы уже год работаем над законопроектом, который бы приравнял нападение на медицинского работника к нападению на полицейского при исполнении. Нападают ли на полицейских так же часто, как на врачей? Нет, потому что знают, что последует серьёзное наказание. Надеемся, что законопроект скоро будет принят. Если медики получат такой же статус, может тогда перестанут к ним так относиться? - говорит председатель Медицинской палаты РБ, председатель координационного совета Национальной медицинской палаты в ПФО Дамира Сабирзянова. - Но только этим проблему не решить. Нужна гуманизация профессии. Сейчас потеряно понятие, что врач – это миссия. Раньше, когда воспитывали молодого специалиста, его подготавливали к тому, что он выбрал профессию необычную, что это отныне его миссия, которую он должен нести. А в эпоху экономических реформ врача поставили в другое положение – он должен зарабатывать, писать отчеты. В итоге мы потеряли стержень профессии. Сами врачи не верят в свою миссию, не верят в нее и пациенты. Это приводит к таким ситуациям».
Комментарий
Врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Диана Якшибаева:
«Статус врача потихоньку теряется, смывается с наших белых халатов. Очень часто врач уже не является гарантом надежности в глазах пациентов, он становится «советчиком», слова которого не всегда нравятся. Недовольство может вызвать короткое время приема, длинная очередь в коридоре, случайно оброненные слова. Конечно, в любой конфликтной ситуации необходимо научиться не терять лицо. Ведь не так важно, кто перед вами: врач, слесарь, продавец – это такой же человек, как и вы, со своими мыслями, а возможно, и проблемами. Нисколько не умаляю случаи врачебных ошибок, но они, почему то смакуются и обсуждаются годами, а ежедневные успехи никто не берет в расчет. Ко мне как к врачу-психотерапевту часто приходят на прием люди в тревожном состоянии, с депрессией. Тут очень важна обстановка приема. Врачи других специализаций часто не имеют достаточно времени, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и найти правильный подход».