2 ноября наш земляк, один из лучших басов мира исполнил «Реквием» Дж. Верди в Опере Монте-Карло (Монако). В ноябре певец ещё трижды выйдет на эту сцену с партией Филиппа II в опере «Дон Карлос». Грех жаловаться и российским поклонникам артиста. Ведь сразу после премьеры «Бориса Годунова» в Милане в декабре прошлого года Ильдар Амирович принял решение сосредоточиться на проектах в России. И все они стали яркими событиями года.
Два часа восторга
Так, в начале октября в московском «Крокус сити холле» Ильдар Абдразаков выступил с двухчасовой программой, в которой прозвучали романсы и русские народные песни. Сольный концерт с таким контентом в его творческой биографии, пожалуй, прозвучал впервые.
Эпиграфом к празднику академического вокала стала увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Но, когда на сцену с улыбкой вышел Ильдар Абдразаков и поприветствовал до отказа заполненный семитысячный зал словами: «Ну что, замёрзли? Мне приятно, что вы приехали разделить со мной этот холодный осенний вечер. Начинаем согреваться!», помпезный «Крокус Сити» взорвался от аплодисментов.
В первом отделении прозвучали классические романсы, шуточные песни и русские шлягеры – концовка их исполнения тонула в шквале аплодисментов и возгласах «браво!».
Во втором отделении знаменитый бас исполнил русские народные песни, «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого, а также два произведения из репертуара Муслима Магомаева: «Благодарю тебя» А. Бабаджаняна и «Синюю вечность». Думается, магомаевские хиты были вплетены в концерт не случайно: в фойе «Крокус Сити Холла» находится небольшой музей народного артиста СССР: в экспозиции - фотовыставка, портреты, выполненные юными художниками, рояль, два концертных фрака, ордена и другие награды лучшего баритона страны.
На поклоны вышли три маэстро: Юрий Башмет, Геннадий Дмитряк (руководитель хора) и сам Ильдар Абдразаков. К ним присоединились сын и дочь певца.
Итог: 17 сольных вокальных номеров - это 17 мгновений долгожданного меломанского счастья. Осенняя программа абдразаковского концерта в «Крокусе» в основном лирическая. Но Ильдар, что называется, зажёг сердца слушателей.
По следам Шаляпина
Октябрь вообще выдался для певца насыщенным и фееричным. В начале месяца завершился VI Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, посвящённый 150-летию со дня рождения великого русского баса Федора Шаляпина. Торжественное открытие фестиваля состоялось в Петербурге, в Мариинском театре, где Шаляпин работал многие годы. После чего стартовал масштабный гастрольный тур: Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Самара, Казань. На одной площадке с Абдразаковым выступили его коллеги. Наряду с камерными концертами выступления прошли в сопровождении ведущих российских коллективов, в том числе симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Академического симфонического оркестра Самарской филармонии и Государственного симфонического оркестра Татарстана.
Поддержка молодых талантов
Отметим, что в рамках образовательной программы фестиваля в Международной академии музыки Елены Образцовой прошли мастер-классы Ильдара Абдразакова и концертмейстера театра Ла Скала Мзии Бахтуридзе для молодых оперных исполнителей. Из более чем 400 претендентов из России, Беларуси, Казахстана, Монголии, Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Южной Кореи, Армении и Гватемалы отобраны 33 участника, которые смогли лично поработать с мэтрами, а двое из них были приглашены к участию в гастрольном туре фестиваля. По традиции мастер-классы прошли в открытом формате, были организованы прямые трансляции и записи мастер-классов.
Ежегодный международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова - проект Фонда поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. Первый фестиваль прошёл в 2018 году, и проект стремительно расширяется, охватив 19 российских городов.
После концерта в «Крокус Сити Холле» И. Абдразаков исполнил партию Короля Филиппа II в опере Верди «Дон Карлос» на сцене Большого театра. На этом выступления баса в России в этом году закончились – в ноябре и декабре у Ильдара Амировича выступления в Монако и Цюрихе.
Напомним, что в родной Уфе наш знаменитый земляк пел в 2019-м. Хочется верить, что в 2024-м, в год 450-летия столицы мы сможем насладиться его восхитительным талантом. А пока поклонники певца рады возможности наблюдать за его судейством на федеральном проекте «Большая опера» - в состав жюри которого помимо Ильдара вошла и его супруга Марика.
Досье
Ильдар Абдразаков. Родился в 1976 г. в Уфе. В 1999 г. окончил Уфимский государственный институт искусств (класс профессора М. Муртазиной). В 1997 г. одержал победу на конкурсе им. М.И. Глинки и был приглашён в Мариинский театр, где год спустя дебютировал в партии Фигаро, а в 2000-м вошёл в состав оперной труппы. В 2001 г. дебютировал на сцене Ла Скала, исполнив партию Рудольфа в опере Беллини «Сомнамбула». С 2002 г. выступает на ведущих оперных сценах мира: Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Венская государственная опера, Парижская национальная опера, Королевский театр Ковент-Гарден, Большой театр России и др. В 2010 г. принял участие в записи «Реквиема» Дж. Верди, который в феврале 2011 г. удостоен двух премий «Грэмми». В 2010 году дал первый сольный концерт в Ла Скала, на сегодня на этой площадке состоялись уже 4 сольных концерта - абсолютный рекорд для российского оперного исполнителя. Постоянный участник Зальцбургского музыкального фестиваля. Заслуженный артист РФ, народный артист Башкирии и Татарстана. Лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска».