Известный оперный певец, уроженец Уфы Ильдар Абдразаков стал победителем третьего сезона шоу «Маска» на телеканале НТВ. Заслуженный артист России, двукратный обладатель премии «Грэмми» два с половиной месяца выступал перед зрителями в мультяшном костюме Дракона. В финале, после того, как жюри объявило результаты, он и вовсе признался, что никогда не мечтал стать оперным певцом, а грезил об эстраде. О том, как артист из столицы Башкирии пришел к успеху и почему его участие в поп-шоу получило неоднозначную оценку, в материале UFA.AIF.RU.
О серьезном – в смешном костюме
В финале шоу «Маска», который прошел в Crocus City Hall и собрал 7 тыс. зрителей, Дракон-Абдразаков исполнил знаменитую песню Муслима Магомаева «Ты моя мелодия». Артисты из подтанцовки на сцене развернули настоящее театрализованное представление и хорошо передали лиричность композиции. Посреди сцены стоял красный Дракон, костюм которого, как и все другие в этом шоу, напоминал аниматора или героя мультфильма. Несмотря на этот контраст, песня была принята на ура и зрителями, и членами жюри.
«Спасибо за эти невероятные чувства, у каждого из присутствующих наверняка свои воспоминания. Но у меня сегодня просто дрожь по телу бежит, потому что это моя жизнь, мое детство», – со слезами на глазах сказал председатель жюри, эстрадный певец Филипп Киркоров.
Дракон оставил позади Пчелу (Алсу), Монстрика (Алексея Воробьева) и Анубиса (Марию Зайцеву). Еще до того, как маски были сброшены, ведущий напомнил все, что удалось узнать о будущем победителе за время шоу. В частности, персонаж открыл, что у него есть жена, родился он не на Кавказе, а еще у него нет своего ресторана. Свою внешность он оценил как «крупный, но не страшный».
Уже после объявления результатов и снятия маски Ильдар Абдразаков заявил, что никогда не планировал связать свою жизнь с оперой.
«Я не собирался быть оперным певцом, академическим, с детства мечтал быть поп-артистом. Но где-то что-то пошло не так», – улыбнулся он.
Позже организаторам конкурса артист пояснил также, почему выбрал костюм именно Дракона.
«Я родился в его год. И считаю, что он по жизни несёт мне счастье: у него есть крылья, огонь, размах, полёт и душа!» – сказал он.
Мировая звезда из Уфы
Будущий оперный бас родился 26 сентября 1976 года в Уфе. Его мать, Таскиря Абдразакова – художница, а отец Амир Абдразаков – артист, теле- и кинорежиссер. В интервью «АиФ-Башкортостан» Ильдар рассказывал, что в детстве мечтал стать дальнобойщиком, а в музыкальной школе учился без желания. На серьезное занятие музыкой его вдохновил старший брат Аскар (тоже известный оперный певец, в настоящее время – руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета).
В 1999 году Ильдар окончил Уфимский государственный институт искусств, класс профессора Миляуши Муртазиной. Уже в начале обучения стал солистом Башоперы. В 1997 году его пригласили в Мариинский театр, где он дебютировал в 1998 году в партии Фигаро («Свадьба Фигаро»). С 2000-го года вошел в состав оперной труппы.
Когда артисту было всего 24 года, он впервые выступил на сцене «Ла Скала», исполнив партию Рудольфа в опере Беллини «Сомнамбула». Еще через год на этой же сцене он блистал в образе Банко в опере «Макбет» Верди. С тех пор его выступления в ведущих оперных театрах мира стали постоянными. Абдразаков принял участстие в записи «Реквиема» Джузеппе Верди, которая в 2011 году получила две премии «Грэмми» (в номинациях «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение»).
В 2012 году в международном оперном конкурсе «Oscar della lirica» признан лучшим басом мира.
В знаменитом «Ла Скала» уроженец Уфы дал три сольных концерта. Это абсолютный рекорд среди российских оперных исполнителей.
«В программе моего выступления были и две башкирские народные песни, которые я исполнил под аккомпанемент кураиста Роберта Юлдашева, – вспоминал артист в интервью нашему изданию про свой первый концерт в «Ла Скала» в 2010 году. – Во время нашего выступления в зале была мертвая тишина, а затем – бешеная овация! Звуки курая привели итальянскую публику в восторг. А у меня перед глазами возникло все, связанное с Башкирией, ведь я, можно сказать, вырос под эти звуки».
Опере не место в шоу?
Ильдар Абдразаков, как и его брат Аскар, безусловно, стали настоящей гордостью Башкирии. Как правило, даже мельчайшее событие из их жизни, местные журналисты не оставляют без внимания. Однако «триумф» знаменитого уроженца Уфы в развлекательном шоу большого интереса не вызвал. Журналисты ограничились небольшими заметками, а в местных пабликах это событие и вовсе не обсуждалось. Зрители из других регионов, оценивая финал в соцсетях, разошлись в оценках выступлений.
«Не люблю оперных певцов в вокальном шоу. Уважаю его как профессионала. Но для меня это не победитель», – написал один из пользователей
«Пел хорошо, но всегда одним голосом и оперу. Это нечестная победа», – пишет другой.
«Дракон ничего не сделал для победы. Киркоров его протащил, как своего друга, вот и все. В чем смысл шоу?» – возмутился один из подписчиков официальной группы шоу в соцсети «Вконтакте».
Впрочем, нашлись и альтернативные мнения.
«Я очень рада, что благодаря этому шоу люди открывают для себя оперу. Попсы, рока и рэпа и так слишком много, – написала подписчица сообщества. – Давайте честно, 80% выступлений были оперные номера, которые не всем заходят».
«А почему бы не пошутить?»
Деятели культуры Башкирии в целом положительно оценивают выступление оперного певца в поп-проекте. Преподаватель Ильдара Абдразакова Миляуша Муртазина призналась, что выступление своего ученика не видела, но в целом в участии в подобных проектах не видит ничего предосудительного.
« А почему нельзя попробовать себя и в этом амплуа? По-моему, ничего зазорного в этом нет, – рассуждает она. – В свое время испанская певица Монсеррат Кабалье тоже пела эстрадную песню, что было совсем не характерно для ее привычного репертуара. Ну почему бы не пошутить? Его генеральной линией, конечно, остается оперное пение, и он это не единожды доказывал на самом высоком уровне. Оперное искусство все равно будет жить. И такие шоу ему никак не помешают».
«Как коллега и друг одобряю участие Ильдара в этом шоу. Организаторам очень повезло, что он согласился, не счёл ниже своего достоинства и своих регалий, - считает народный артист Башкортостана, лауреат Национальной оперной премии «Онегин» Владимир Копытов. - Признаюсь, узнал о "Маске" недавно, но в курсе, что раньше это был, грубо говоря, несколько "ширпотребный" проект. Уверен, участие в нём вокалиста такого уровня поднимет шоу на качественно новый уровень, сыграет на его рейтинг и расширит зрительскую аудиторию. Было бы неплохо, если бы и впредь в подобные проекты приглашали не только "поющие головы", но и лучших оперных вокалистов – это способствовало бы популяризации классической музыки, вокальной техники, самого понимания оперного искусства. И это было бы не просто шоу, а шоу голосов. Есть хорошие певцы, есть очень хорошие, а есть Явление. Так вот Ильдар Абдразаков – Явление. Он может себе позволить такой поступок, и было бы странно, если бы он не победил».
Певица, народная артиста Башкортостана Альфия Юлчурина говорит, что смотрит этот проект каждый год.
«В этот раз где-то в середине выступления мы с мужем начали догадываться, кто скрывается под маской Дракона – по подсказкам, в том числе про увлечение футболом, – говорит она. – Конечно, ни с кем не спутать его богатый, густой, красивый бас. Хотя временами мы сомневались, ведь он исполнял и роковые композиции, и попсу – но когда он поздоровался на чистейшем башкирском языке, все наши сомнения рассеялись. А когда объявили победителя, очень обрадовались: "Это наш Ильдар, наша гордость"».
Продюсер, заслуженный деятель искусств республики Радмир Усаев подчеркивает, что Ильдар Абдразаков – «универсал», который берется и за постановки, и за исполнение.
«Думаю, ему интересен был новый опыт, захотелось побыть в этой роли, примерить на себе необычный образ. Я обожаю его, и всегда рад за него, за его успехи и достижения», - говорит он.
О самом третьем сезоне «Маски» отзывы восторженные не у всех.
«Не в упрёк участникам, в том числе Ильдару (при всей к нему симпатии), скажу, что кроме иронии и скепсиса "Маска" не вызывает ничего. За три года из неё окончательно выветрилась интрига и в немалой степени интерес аудитории, – комментирует народный артист Башкортостана, заслуженный артист России Геннадий Родионов. – Считаю, организаторы, изначально замахнувшиеся на приличный уровень, просто облажались и собственноручно подписали проекту приговор. Смешно думать, что члены жюри "угадывают" участников, поющих не своими голосами, что личности конкурсантов для них – тайна за семью печатями, в то время как наверняка в ходе съёмок не раз пересекались в коридорах Останкино. Тем нелепее выглядят несуразные ужимки и гримасы, неестественное закатывание глаз и прочие атрибуты дешёвой комедии, которые демонстрируют члены жюри. Где реальная интрига, где естество, профессионализм? А участники… они просто вынуждены принимать предложенные им правила игры».