Примерное время чтения: 8 минут
1640

Миллионы смыло дождем. В Уфе рушится дорога крупного федерального проекта

После рядового майского ливня в Уфе смыло склон, который построили в рамках крупного инфраструктурного проекта «Южные ворота». На возведение ул. Генерала Рыленко было потрачено 1,2 млрд рублей, а сейчас каждый житель микрорайона «Кузнецовский затон» может наблюдать, как его смывает сточными водами. Это разрушение стало последней каплей: жителям обещали всего 2 года неудобств, а они живут посреди громадной стройки уже четвертый год. При этом сроки окончания работ постоянно переносятся. А общая стоимость «Южных ворот» исчисляется десятками миллиардов, и в основном это федеральные средства. Когда в Уфе завершат многострадальный проект и почему его не могут сдать в срок, рассказывает UFA.AIF.RU.

Асфальт унесло течением

О том, что ул. Генерала Рыленко стала похожа на полосу препятствий, первыми заметили дети, которые утром 15 мая пошли в школу. Потоки воды после ночных дождей хлынули с ул. Амантая вниз по склону и привели к размыву грунта на недавно построенном участке пути. Местные жители отмечают, что такая картина наблюдается не впервые, и всегда после осадков. Например, на обеих улицах были зафиксированы провалы грунта 7 апреля и 17 марта. Горожане видят причину в том, что не объекте не предусмотрели водоотвод или ливневую канализацию.

Власти постарались оперативно отреагировать на новый инцидент. К обеду участок огородили, к вечеру рабочие подрядной организации уже забетонировали место прорыва и начали восстанавливать склон.

«Участок, откуда вода пошла по склону, заделали. Параллельно организован подвоз песчано-гравийной смеси для засыпки промоины. Производятся уплотнительные работы с ПГС на участке от пешеходного тротуара к лестнице», - сообщили в мэрии.

Но у горожан вызывает недоумение сам факт того, что новая улица разрушается от любых погодных манипуляций. Ее начали строить летом 2022 года по заказу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений мэрии Уфы. Первоначально работы должны были завершить в ноябре 2023 года, однако сроки сдачи объекта неоднократно переносились. Движение по ул. Рыленко открыли лишь в октябре 2024 года. При этом, согласно проекту, внутри должно было быть все - и благоустройство, и ливневые канализации, и элементы безопасности.

Кстати
Из-за переноса сроков строительства прокуратура РБ направила в Арбитражный суд РБ исковое требование о взыскании с подрядчика 27,7 млн руб компенсации. Разбирательство по делу назначено на 26 мая.

Зрела давно

Впервые о том, что в Уфе появится новая улица с выходом на ул. Пугачева городские власти заговорили еще в 2018 году при мэре Иреке Ялалове. Тогда речь шла о реконструкции развязки и строительстве моста на Каменной переправе до 2023 года. Чтобы обеспечить жителей новых застраиваемых районов - Южный, Колгуевский, Кузнецовский затон нормальной дорожной инфраструктурой мэрия хотела расширить ул. Пугачева в 2019 году и построить путепровод на ул. Армавирской. Продолжение ул. Степана Кувыкина (новая Генерала Рыленко) должно было соединить улицы Пугачева и Софьи Перовской, чтобы перераспределять потоки: часть уводить на ул. Авроры и Кувыкина.

В 2020 году о реконструкции в этом районе заговорили уже в рамках проекта «Южные ворота». Тогда ул. Пугачева после паводка и осадков весной оказалась вся в ямах, и власти анонсировали масштабное строительство.

«Улица была неправильно спроектирована, поэтому вся вода с Нагаевского шоссе собиралась на проезжей части. Сейчас заказана проектная документация, потом последует реконструкция дорожного полотна с частичным сносом каких-то зданий. Приступим к реконструкции через год», - сказал в ноябре 2020 года тогдашний министр транспорта Башкирии Алан Марзаев.

На проектирование было направлено 33,5 млн рублей. Главное внимание было уделено ул. Пугачева. Протяженность обновляемой территории составила 2,5 км. Пропускная способность дороги после ремонта (увеличения до 4 полос) должна была увеличится в несколько раз, а основная расчетная скорость машин - до 70 км/ч. Здесь также планировались велодорожки шириной 1,5 м и пешеходные тротуары шириной 1,5-3 м. Для строительства дороги обещали изъять и снести десятки домов, хозяйственных и других построек, а рядом благоустроить скверы и устроить общественное пространство.

В итоге проект стал инфраструктурным и федеральным, его приурочили к 450-летию Уфы.  Появилась вторая очередь  - мост через реку Белую с выездом на трассу Уфа - Оренбург. Его, к слову, пока даже не начинали.

Работы стартовали 13 июня 2022 года. Чтобы местные жители меньше стояли в пробках, построили объездную дорогу в обход Кузнецовского затона. Завершить преобразования планировали к 25 ноября 2023 года, затем сроки были сдвинуты до 30 июня 2024 года, позже - до 31 декабря. Теперь уфимцы ждут нового срока - к 1 сентября 2025 года.

Планы и амбиции натолкнулись на множество проблем.Фото: телеграм-канал Ратмира Мавлиева

Мешали собственники

В декабре 2024 года на прямой линии с главой РБ Радием Хабировым жители поселка 3-я Пристань и Кузнецовского затона выступили с жалобой о постоянных пробках  на ул. Пугачева. Уфимцы сообщили, что движение затруднено особенно в утренние часы, когда детей сложно отвезти в школы и садики. Скорость потока - 1 км в час.

Радий Хабиров в ответ заверил, что полный комплекс работ будет завершен в 2025 году. В качестве временной меры, до конца года открыли две полосы движения в районе ул. Геофизиков.

Причиной срыва сроков, по словам главы республики, стали судебные процессы с собственниками сносимых зданий, которые не согласились с суммами компенсации за снос жилья. Около новой транспортной развязки на пересечении с ул. Пугачева и ул. Генерала Рыленко оставались два нерасселенных дома, с которыми до весны продолжались суды. Решения обжаловались в апелляции.

Ранее мы писали, что город действительно, сильно занизил стоимость снесенных домов. Сотку оценивали в 500 тыс., квадратный метр - в 60 тыс. рублей притом, что это почти центр города. В загородном поселке Нагаево под Уфой, например, тогда сотку нельзя было купить дешевле, чем за 700 тыс. рублей.

Сегодня власти обещают завершить первый этап «Южных ворот» к сентябрю (в идеале ко Дню знаний). Как рассказал начальник управления города по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Константин Паппе, в 2024 году строителям удалось завершить самый сложный этап - монтаж коммуникаций. Там требовался перенос и переустройство порядка 30 км сетей водо- и газоснабжения, напорной канализации, силовых кабелей. Они должны дать инфраструктурную основу будущим жилым комплексам в Забелье.

В этом году в марте снесли последний дом. Всего, по данным мэрии Уфы, было изъято 147 земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости — это 411 собственников. Выплачено более 2 млрд рублей возмещения.

«Когда проект только начинали реализовывать, не было осознания всей масштабности работы. Позади огромный объем работы по изъятию и сносу объектов, переустройству инженерных коммуникаций», - признался мэр Уфы Ратмир Мавлиев на своей странице в соцсетях.

Когда будет мост?

По данным Минтранса РБ, первый этап «Южных ворот» стоил 43 млрд руб. Что же касается моста, то это дополнительное финансирование, которого ждут из федерального бюджета - порядка 15 млрд рублей в виде инфраструктурного кредита. Из-за переноса сроков при работах на ул. Пугачева, здесь тоже все сдвинулось. Первоначальные сроки строительства в 2024-2027 годы уже не актуальны, Минтранс России и Росавтодор ориентируются на 2030 год с выделением всей суммы в течение 6 лет. Однако есть шанс, что деньги у «федералов» освободятся раньше, тогда средства могут выделить уже к 2027-2028 годам. Об этом в марте в интервью журналистам говорила министр транспорта и дорожного хозяйства Любовь Минакова.

Планируется, что мост «Южные ворота» через реку Белую свяжет Кузнецовский затон и ТРЦ «Мега». После завершения всех работ три микрорайона Кузнецовский затон, Кооперативная поляна и Цветы Башкирии станут единой территорией «Южные ворота». 

Согласно проекту, который был презентован в этом году на форуме «Уралстройиндустрия», второй этап включает в себя реконструкцию улицы Бородинской, строительство моста через Белую и создание новой развязки на пересечении новой дороги с трассой Р-240 «Уфа-Аэропорт». Последним этапом стало бы строительство дороги с берегоукрепительными сооружениями от трассы Р-240 через микрорайон Цветы Башкирии до магистрали М-5 «Урал» протяженностью 3 км.

Фото: Скриншот 2ГИС
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах