После рядового майского ливня в Уфе смыло склон, который построили в рамках крупного инфраструктурного проекта «Южные ворота». На возведение ул. Генерала Рыленко было потрачено 1,2 млрд рублей, а сейчас каждый житель микрорайона «Кузнецовский затон» может наблюдать, как его смывает сточными водами. Это разрушение стало последней каплей: жителям обещали всего 2 года неудобств, а они живут посреди громадной стройки уже четвертый год. При этом сроки окончания работ постоянно переносятся. А общая стоимость «Южных ворот» исчисляется десятками миллиардов, и в основном это федеральные средства. Когда в Уфе завершат многострадальный проект и почему его не могут сдать в срок, рассказывает UFA.AIF.RU.
Асфальт унесло течением
О том, что ул. Генерала Рыленко стала похожа на полосу препятствий, первыми заметили дети, которые утром 15 мая пошли в школу. Потоки воды после ночных дождей хлынули с ул. Амантая вниз по склону и привели к размыву грунта на недавно построенном участке пути. Местные жители отмечают, что такая картина наблюдается не впервые, и всегда после осадков. Например, на обеих улицах были зафиксированы провалы грунта 7 апреля и 17 марта. Горожане видят причину в том, что не объекте не предусмотрели водоотвод или ливневую канализацию.
Власти постарались оперативно отреагировать на новый инцидент. К обеду участок огородили, к вечеру рабочие подрядной организации уже забетонировали место прорыва и начали восстанавливать склон.
«Участок, откуда вода пошла по склону, заделали. Параллельно организован подвоз песчано-гравийной смеси для засыпки промоины. Производятся уплотнительные работы с ПГС на участке от пешеходного тротуара к лестнице», - сообщили в мэрии.
Но у горожан вызывает недоумение сам факт того, что новая улица разрушается от любых погодных манипуляций. Ее начали строить летом 2022 года по заказу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений мэрии Уфы. Первоначально работы должны были завершить в ноябре 2023 года, однако сроки сдачи объекта неоднократно переносились. Движение по ул. Рыленко открыли лишь в октябре 2024 года. При этом, согласно проекту, внутри должно было быть все - и благоустройство, и ливневые канализации, и элементы безопасности.
Зрела давно
Впервые о том, что в Уфе появится новая улица с выходом на ул. Пугачева городские власти заговорили еще в 2018 году при мэре Иреке Ялалове. Тогда речь шла о реконструкции развязки и строительстве моста на Каменной переправе до 2023 года. Чтобы обеспечить жителей новых застраиваемых районов - Южный, Колгуевский, Кузнецовский затон нормальной дорожной инфраструктурой мэрия хотела расширить ул. Пугачева в 2019 году и построить путепровод на ул. Армавирской. Продолжение ул. Степана Кувыкина (новая Генерала Рыленко) должно было соединить улицы Пугачева и Софьи Перовской, чтобы перераспределять потоки: часть уводить на ул. Авроры и Кувыкина.
В 2020 году о реконструкции в этом районе заговорили уже в рамках проекта «Южные ворота». Тогда ул. Пугачева после паводка и осадков весной оказалась вся в ямах, и власти анонсировали масштабное строительство.

На проектирование было направлено 33,5 млн рублей. Главное внимание было уделено ул. Пугачева. Протяженность обновляемой территории составила 2,5 км. Пропускная способность дороги после ремонта (увеличения до 4 полос) должна была увеличится в несколько раз, а основная расчетная скорость машин - до 70 км/ч. Здесь также планировались велодорожки шириной 1,5 м и пешеходные тротуары шириной 1,5-3 м. Для строительства дороги обещали изъять и снести десятки домов, хозяйственных и других построек, а рядом благоустроить скверы и устроить общественное пространство.
В итоге проект стал инфраструктурным и федеральным, его приурочили к 450-летию Уфы. Появилась вторая очередь - мост через реку Белую с выездом на трассу Уфа - Оренбург. Его, к слову, пока даже не начинали.
Работы стартовали 13 июня 2022 года. Чтобы местные жители меньше стояли в пробках, построили объездную дорогу в обход Кузнецовского затона. Завершить преобразования планировали к 25 ноября 2023 года, затем сроки были сдвинуты до 30 июня 2024 года, позже - до 31 декабря. Теперь уфимцы ждут нового срока - к 1 сентября 2025 года.

Мешали собственники
В декабре 2024 года на прямой линии с главой РБ Радием Хабировым жители поселка 3-я Пристань и Кузнецовского затона выступили с жалобой о постоянных пробках на ул. Пугачева. Уфимцы сообщили, что движение затруднено особенно в утренние часы, когда детей сложно отвезти в школы и садики. Скорость потока - 1 км в час.
Радий Хабиров в ответ заверил, что полный комплекс работ будет завершен в 2025 году. В качестве временной меры, до конца года открыли две полосы движения в районе ул. Геофизиков.
Причиной срыва сроков, по словам главы республики, стали судебные процессы с собственниками сносимых зданий, которые не согласились с суммами компенсации за снос жилья. Около новой транспортной развязки на пересечении с ул. Пугачева и ул. Генерала Рыленко оставались два нерасселенных дома, с которыми до весны продолжались суды. Решения обжаловались в апелляции.
Ранее мы писали, что город действительно, сильно занизил стоимость снесенных домов. Сотку оценивали в 500 тыс., квадратный метр - в 60 тыс. рублей притом, что это почти центр города. В загородном поселке Нагаево под Уфой, например, тогда сотку нельзя было купить дешевле, чем за 700 тыс. рублей.
Сегодня власти обещают завершить первый этап «Южных ворот» к сентябрю (в идеале ко Дню знаний). Как рассказал начальник управления города по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Константин Паппе, в 2024 году строителям удалось завершить самый сложный этап - монтаж коммуникаций. Там требовался перенос и переустройство порядка 30 км сетей водо- и газоснабжения, напорной канализации, силовых кабелей. Они должны дать инфраструктурную основу будущим жилым комплексам в Забелье.
В этом году в марте снесли последний дом. Всего, по данным мэрии Уфы, было изъято 147 земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости — это 411 собственников. Выплачено более 2 млрд рублей возмещения.
«Когда проект только начинали реализовывать, не было осознания всей масштабности работы. Позади огромный объем работы по изъятию и сносу объектов, переустройству инженерных коммуникаций», - признался мэр Уфы Ратмир Мавлиев на своей странице в соцсетях.
Когда будет мост?
По данным Минтранса РБ, первый этап «Южных ворот» стоил 43 млрд руб. Что же касается моста, то это дополнительное финансирование, которого ждут из федерального бюджета - порядка 15 млрд рублей в виде инфраструктурного кредита. Из-за переноса сроков при работах на ул. Пугачева, здесь тоже все сдвинулось. Первоначальные сроки строительства в 2024-2027 годы уже не актуальны, Минтранс России и Росавтодор ориентируются на 2030 год с выделением всей суммы в течение 6 лет. Однако есть шанс, что деньги у «федералов» освободятся раньше, тогда средства могут выделить уже к 2027-2028 годам. Об этом в марте в интервью журналистам говорила министр транспорта и дорожного хозяйства Любовь Минакова.
Планируется, что мост «Южные ворота» через реку Белую свяжет Кузнецовский затон и ТРЦ «Мега». После завершения всех работ три микрорайона Кузнецовский затон, Кооперативная поляна и Цветы Башкирии станут единой территорией «Южные ворота».
Согласно проекту, который был презентован в этом году на форуме «Уралстройиндустрия», второй этап включает в себя реконструкцию улицы Бородинской, строительство моста через Белую и создание новой развязки на пересечении новой дороги с трассой Р-240 «Уфа-Аэропорт». Последним этапом стало бы строительство дороги с берегоукрепительными сооружениями от трассы Р-240 через микрорайон Цветы Башкирии до магистрали М-5 «Урал» протяженностью 3 км.
