Уже через четыре месяца все жители республики начнут платить за новую коммунальную услугу, связанную с вывозом и утилизацией мусора. Её будут предоставлять четыре региональных оператора по обращению с отходами. У каждого из них – своя зона ответственности, включающая несколько городов и районов, где будет действовать единый тариф.
Обязательный платёж
Олеся Арамелева, «АиФ-Башкортостан»: Илдар Римович, какие изменения ждут жителей Башкирии в январе следующего года в связи с внедрением новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО)?
Илдар Хадыев: До сих пор муниципальные власти, бизнес решали вопросы со сбором, вывозом и утилизацией мусора, руководствуясь своим пониманием, имеющимися полномочиями. С 1 января все начнут работать в новой единой системе. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утверждённой республиканским правительством, Башкирия разделена на пять зон (пятая - ЗАТО «Межгорье»). В каждой из них определён региональный оператор – компания, которая должна организовать вывоз, сортировку и захоронение мусора в своей зоне, охватив абсолютно все населённые пункты. Следовательно, платёж за услугу регоператора станет обязательным для всех жителей согласно заключенному с ним договору.
- Когда будет известен размер этого платежа? От чего он зависит?
- Тарифы для всех пяти зон должен установить госкомитет по тарифам до 31 декабря. Они складываются из нескольких составляющих. За основу в 2019 году будут взяты нормативы накопления ТКО, так как отсутствует фактическая база по объёмам образующихся отходов.
- Как вычислялись нормативы? Почему для сельской местности получился больший объём?
- Применялась методика, утвержденная федеральным правительством для всех регионов. Специалисты НИИ безопасности жизнедеятельности по заказу Минэкологии делали инструментальные замеры образующихся у населения отходов зимой, весной, летом и осенью в нескольких городах и сёлах. Учитывалось, что морфологический состав мусора меняется в зависимости от сезона. Потом по специальным формулам высчитывались средние показатели. Нормативы в разных областях и республиках могут отличаться из-за климатических и ряда других особенностей. Поэтому сравнивать их некорректно. Так вот, когда делались фактические замеры, в контейнерах, установленных в частном секторе, были обнаружены и пищевые отходы, и ветки с травой, и даже навоз. Отсюда и норматив больше, чем в городе.
Кто уберет свалки
- Новой системой предусмотрен вариант оплаты за фактический объём образованного мусора. Жители могут выбрать его уже в следующем году?
- Система новая для республики и России. Требуется время, чтобы её запустить. Большая часть сельского населения не была охвачена централизованным сбором и вывозом ТКО. Многие жители никогда не платили за это, и теперь им придётся привыкать к новым правилам. От этого уже никуда не деться. Таков закон. В течение первого года регоператоры соберут статистику: в каком населённом пункте сколько отходов образуется, выстроят логистику, откроют пункты сбора вторсырья, то есть подготовят платформу для перехода на оплату по факту.
- Как будет организован сбор и вывоз мусора там, где этого никогда не было? Много ли таких населённых пунктов?
- До 1 января муниципальные власти должны определить места для контейнерных площадок и оборудовать их согласно СанПиНу. Возможен пакетный вариант сбора отходов. Такая система уже используется в некоторых районах республики. Необходимо лишь определить дни и время вывоза. Подчеркну – обустройство контейнерных площадок для сбора мусора по закону является обязанностью городских и районных властей. Региональные операторы этим заниматься не будут, их ответственность начинается с погрузки отходов в мусоровоз. К сожалению, не все главы муниципалитетов осознают это.
- Законом предусмотрено также, что регоператоры не отвечают за те несанкционированные свалки, которые образовались до 1 января 2019 года. Кто будет убирать их?
- В своё время большинство таких объектов было образовано органами местного самоуправления. Главы сельсоветов или районов документально сами определяли места, куда будет вывозиться мусор. Им теперь и отвечать за них. Естественно, на муниципальные власти сейчас ложится большая нагрузка. Но кто мешал решать проблему поэтапно до этого? Ликвидировать свалки по собственной инициативе сейчас обойдётся гораздо дешевле, чем потом, когда придут инспекторы Росприроднадзора с исковыми и штрафными санкциями.
- Можно ли избавиться от свалок за счёт федерального бюджета, если рассмотреть их как объекты накопленного экологического ущерба?
- В настоящее время федеральные ведомства собирают по регионам информацию о свалках, расположенных в черте городов. Они подходят под параметры объектов накопленного ущерба. Мы заявили 26 таких свалок в 13 городах. Но, чтобы получить финансирование, необходимо подготовить и направить проектно-сметную документацию с положительным заключением, что тоже стоит немалых денег. Если бы органы местного самоуправления изыскали возможность сделать такие проекты, то был бы шанс получить федеральные средства на ликвидацию свалок на условиях софинансирования из республиканского бюджета.
Сначала сортировка
- Предположим, сельские свалки ликвидированы. Куда будет вывозиться деревенский мусор, если в районе нет официального полигона?
- Территориальная схема предусматривает межмуниципальный подход. Отходы тех районов, где нет полигонов, будут вывозиться только на санкционированные объекты, расположенные в других городах или районах. Перед захоронением они должны пройти сортировку.
- В таком случае существующие полигоны быстро заполнятся…
- Поэтому в республике запланировано строительство в ближайшие 10 лет девяти современных полигонов ТКО, 48 мусороперегрузочных пунктов и 26 мусоросортировочных участков. Всё это прописано в инвестиционных программах регоператоров. Одновременно необходимо приучать население к раздельному сбору ТКО. Задача реформы – в несколько раз уменьшить объёмы захоронения мусора на полигонах, добиться максимального извлечения фракций, пригодных для дальнейшего использования. Наша цель - создать в Башкирии сеть предприятий полного цикла переработки вторсырья. Сегодня большая часть уходит на заводы Свердловской, Челябинской областей, Удмуртии и Татарстана. Совсем не охвачены сортировкой районы Зауралья и северо-востока республики. Здесь регоператору зоны №3 предстоит с нуля выстраивать систему. В Стерлитамаке, Салавате он наработал хороший опыт переработки отходов.
- Что-то должно подвигнуть жителей сортировать свой мусор…
- Это главная возможность снизить платёж за новую коммунальную услугу. Жители многоквартирного дома могут, например, организовать у себя во дворе раздельный сбор, на общем собрании решить, какие фракции будут накапливаться отдельно и сдаваться на переработку. Чтобы лишние отходы не попадали в контейнеры, имеет смысл установить видеонаблюдение или прибегнуть к другим решениям. Важно начать эту работу сейчас. Мы все должны понять, что отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Каждому по силам уменьшить их образование, покупая многоразовые товары, не пользуясь полиэтиленовыми пакетами, не выбрасывая в общий контейнер бумагу, пластик… Привыкли же извлекать и перерабатывать чёрный и цветной металл, так и с другими вторресурсами научиться нужно. Не в землю их закапывать, а давать им новую жизнь.