205

Праздник или выходной? Что в Башкирии думают о Дне народного единства

4 ноября вспоминают победу народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
4 ноября вспоминают победу народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. © / Commons.wikimedia.org

В этом году 4 ноября мы уже в пятнадцатый раз отмечаем праздник, который появился в новейшей истории страны – День народного единства. Он призван напоминать гражданам о важности сплочения перед трудностями, но споры об этой дате не утихают до сих пор. Собеседники UFA.AIF.RU размышляют о том, что сегодня на листке календаре – праздник или просто выходной.

Была нужна альтернатива

Считается, что 4 ноября народное ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободило Москву от польских захватчиков в 1612 году. Символом победы стала икона Казанской Божией Матери. Победа привела к окончанию Смуты. Тяжелейшего политического и социально-экономического кризиса в России, который сопровождался неурожаями, стихийными бедствиями, гражданской, русско-шведской и русско-польской войнами.

«В то время русские войска брали на войну иконы, – поясняет доктор исторических наук Михаил Роднов. – А тут Москва занята поляками, север, Псков и Новгород оккупирован шведами, на юге страны вольница казачьих атаманов.  Поэтому воевали с присланной из Казани иконой Божией Матери. Кстати, в ополчение был отправлен ещё и отряд башкирских воинов. Эта дата оказалась ближе всего к 7 ноября. В этот день в СССР восемь десятилетий отмечали  День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза люди, привыкшие к осеннему выходному, продолжали его праздновать. Его российские власти переименовали в День согласия и примирения».

«7 ноября в новой России продолжали отмечать как праздничный и нерабочий день, но уже без прежнего размаха, военных парадов и митингов, – говорит этнополитолог Ильдар Габдрафиков. – Постепенно этот праздник был практически сведен на нет. Однако власти хорошо осознавали, что взамен нужна была новая дата, которая символизировала бы единство многонационального российского народа. К тому же в стране усиливались ксенофобские настроения, этнический и религиозный радикализм».

Отмечали и раньше

Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий I.

«Несколько лет назад академик Валерий Тишков рассказывал нам, что в начале 2000-х годов он участвовал в обсуждении того, нужен ли нам новый праздник на замену 7 ноября, – вспоминает Ильдар Габдрафиков. – Рассматривались разные версии: был вариант с днем Бородинской битвы 1812 года. Но это самое начало осени, окончание периода отпусков, и люди еще не успели поработать, чтобы объявлять выходной день. И тогда эксперты вспомнили о 4 ноября, тем более она была рядом с 7 ноября.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки в Трудовой кодекс, согласно которым из официальных праздников был исключен День согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября. Впервые широко отметили его в 2005 году».

Стоит отметить, что в Башкирии до революции, как и по всей России, эта дата тоже отмечалась, но как церковный праздник. По данным историка и исследователя нашего края, жившего в XIX веке, Руфа Игнатьева, в этот день торжественная служба в честь Казанской Божией Матери проходила в Воскресенском кафедральном соборе (ныне на его месте находится Башдрамтеатр – прим. ред.), «в этом приделе храмовою иконою находится чтимая икона Божией Матери, принесённая в Уфу из села Богородского в XVIII столетии».

Кроме того, благодаря нему мы знаем, что наш край приобрёл первый опыт автономного управления именно в Смуту. Он пишет: «1610-1613. Междуцарствие в России, управляемой за свержением Шуйского боярами. Многие окраины, в том числе Уфа, не сносясь с боярской думой, стали управляться сами собой».

В Башкирии до революции, как и по всей России, 4 ноября отмечали, но как церковный праздник.

Из-под палки с шариками?

«Мы пока не ответили на главный вопрос: а что тогда произошло? – рассуждает один из организаторов «Школы молодого этнополитолога» в Башкирии Владимир Савичев. – О причинах тех событий говорят очень осторожно. Кто свергал законного правителя? Бояре, в том числе Романовы и Шуйские. А потом присягали полякам. А кто выступал против этого? Народ. И когда он спас страну, лидеров отправили куда подальше. И у власти оказались те, кто начал эту Смуту. Чтобы эта дата стала праздником, надо отбросив идеологические шаблоны, понять насколько близка Россия была к исчезновению, как государство, и что нас спасло». 

Коммунисты подчеркивают, что не признают этот праздник. По словам первого секретаря рескома КПФР Юнира Кутлугужина, его придумали, «чтобы отобрать у людей 7 ноября».

«Этот праздник не соответствует своему названию, в стране единства нет, – говорит он. – Мы наблюдаем картину социального и имущественного неравенства. Буржуи богатеют, народ скатывается в нищету. Люди, не чувствуют заботу о себе со стороны государства, как в советские времена. Сегодня граждан лишили бесплатного образования и здравоохранения, права на труд».

Праздник не знают

Писатель Игорь Савельев считает, что у нового поколения россиян замена одного праздника другим уже не вызывает сильной эмоциональной реакции, так как по большому счету они равнодушны к обоим.

«Вот если бы Ельцин и демократы из 90-х захотели искоренить все упоминания о 7 ноября, о революции и главном советском празднике и предложить ему замену, то это бы большинству не понравилось, – говорит он. – Наверняка были бы и акции протеста в стиле «рельсовых войн», но всё это было бы ясно. А потом ради чего начали заменять праздники – никто не понял. Никто не лег под танки за 7 ноября, и никто не будет праздновать мертворожденное 4 ноября».

Кандидат философских наук Рустем Вахитов отмечает, что большинство граждан вообще не знают, в честь чего этот праздник. Да и те, кто в курсе, «не хранят благоговейную память о Минине и Пожарском». 

«Я не преуменьшаю подвиг народного ополчения той эпохи, я просто хочу сказать, что для большинства – это древняя история, – подчеркивает он. – Поэтому, давайте будем честными, для многих это «праздник из-под палки». Начальство выйдет на улицу, потому что ему велело еще более высокое руководство, бюджетники – потому что их заставили. Сказали бы праздновать годовщину Куликовской битвы или войны против половцев, они бы тоже покряхтели и пошли на улицу с шариками».

Мертвой истории нет

Однако далеко не все жители Башкирии относятся к празднику как к чему-то навязанному «сверху». Есть и те, кто воспринимает с большим негативом дату 7 ноября и считает, что альтернатива ей найдена хорошая.

«Если нашей стране не тридцать лет, и даже не сто, а тысячу лет, значит всё, что происходило за эту тысячу лет, важно, потому что это было с нами, с нашими предками, – уверен активист регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Константин Кузнецов. – И победу в Великой Отечественной войне, и победу над Наполеоном, и окончание Смуты – это то, что мы должны помнить, потому что интерес к своему прошлому отличает разумного человека от животного. Что до того, что праздник 4 ноября воссоздали, чтобы заменить День Октябрьской революции, мне кажется, что лучше праздновать освобождение от оккупантов, чем начало братоубийственной бойни».

Мы должны помнить все, потому что интерес к своему прошлому отличает разумного человека от животного.
АиФ

День народного единства, безусловно, содержит в себе большой исторический и позитивный смысл. И востребованность в этом празднике есть как со стороны государства, так и общества, считает Ильдар Габдрафиков.

«Хотя пока нельзя сказать, что он стал популярным в народе, не все праздники быстро становились таковыми, – говорит он. – Есть уверенность, что в будущем эта дата займет свое достойное место в календаре праздников России. Он нужен нашей стране, так как по своей сути призван сплачивать людей разного социального, национального, конфессионального происхождения. Думаю, необходимо находить такие приемы, чтобы он стал одинаково близким всем слоям общества, представителям всех возрастов, национальностей и религий».  

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах