На въезде в Уфу с южной стороны сразу виден высокий обелиск — Монумент Дружбы высотой около 30 метров. Он установлен в 1965 году в память о добровольном вхождении башкирских земель в состав Московского государства. Хотя этому предшествовал большой скандал: на этом самом месте был уничтожен старинный православный храм. Новую достопримечательность обустроили на века: конструкция может даже качаться, но не падает.
На намоленном месте
Площадкой для установки пафосного монумента был выбран крутой берег Агидели, где до 1956 году возвышался главный уфимский храм — Смоленский собор, построенный в первые годы после основания Уфимской крепости и более 200 лет остававшийся единственным каменным храмом во всем Уфимском крае. Площадь вокруг храма также именовалась Троицкой (в советские годы – Первомайской). Но в начале июня 1956 года вопреки протестам общественности и краеведов старинный Смоленский собор был варварски взорван. Разразился скандал. В «Литературной газете», например, появилась статья «В защиту памятников культуры», подписанная известными деятелями искусства и литературы – К. Фединым, И. Грабарем, И. Эренбургом, В. Кориным, Н. Тихоновым и другими. Тогда было принято срочное решение о сооружении на этом месте монумента в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России.
14 июня 1957 года, в дни празднования этого события, был установлен камень: «Здесь будет сооружён монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».
Первые эскизы будущего монумента появились только в 1960-м. 2 сентября газета «Советская Башкирия» напечатала рисунок строителя и художника-любителя Алексея Барсукова, на котором появившийся незадолго до этого эскиз памятника был «привязан» к местности. Интересен и текст сообщения: «Согласно проекту высота этого величественного сооружения будет достигать 37 метров. Высотную часть обелиска облицуют белым известняковым камнем, а перемычки и цокольную часть – карельским красным гранитом. По бокам будут установлены две аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Россию и Башкирию. Наверху проект предусматривает сооружение шпиля из нержавеющего металла, поддерживающего венок с надписью «400 лет»».
Если сравнивать первоначальные эскизы Монумента с его реальным изображением, обращает на себя внимание, что в 1960 году девушки не протягивали друг другу лавровые венки – символ мира и согласия. На какой стадии проектирования и строительства замысел был изменён, сказать сложно, возможно, в самый последний момент, т.е. при установке скульптур. Да и смысловое значение гранитного обелиска до сих пор толкуется по-разному. Краевед и автор книг Юрий Узиков так писал об этом: «Идея дружбы решена в виде двух вертикальных стел из розового гранита высотой около тридцати метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами – обручами из серого гранита». Другие утверждают, что обелиск символизирует воткнутый в землю меч – символ мира.
Представили и… забыли?
По существу, в сентябре 1960 года в газете была представлена работа только архитекторов Евгения Кутырёва и Георгия Гаврилова. Скульптуры же были показаны крайне схематично. Впервые эскизы фигур для монумента, которые начал делать именитый Михаил Бабурин, массовому читателю показали только в 1961-м.
И хотя в вышеупомянутой газетной статье говорилось, что «на этих днях строители СУ-7 третьего треста приступят к сооружению Монумента дружбы», особых подвижек на месте будущего обелиска не наблюдалось, по воспоминаниям очевидцев, как минимум до 1962 года, когда было сделано, наконец, основание для памятника.
18 августа 1961 года газета «Советская Башкирия» опубликовала письмо инструктора орготдела Верховного Совета БАССР Т. Сатучина: «Летом 1957 года трудящиеся Башкирии торжественно отметили знаменательную дату – 400-летие добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. В ознаменование этого исторического события… было решено на одной из старинных площадей города Уфы – на Первомайской площади – воздвигнуть монумент. С тех пор минуло более четырёх лет, монумент не сооружается, если не считать выкопанного под фундамент котлована. Кто ведает строительством этого исторического памятника? Быть может, в исполкоме Уфимского горсовета запамятовали о решении правительства?».
Ровно через 15 месяцев, 18 ноября 1962 года в газете появился рисунок и краткое сообщение: «…Бетонированный цоколь готов. Бригада москвичей-гранитчиков уже уложила первый ряд облицовочного гранита». Задержка строительства, возможно, была связана с тем, что затянулась работа над скульптурами для монумента: народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии Михаил Фёдорович Бабурин начал работать над ними только в 1959 году.
К 1960-му Бабурин уже нашёл общий образ композиции для монумента в Уфе – те самые «две аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Россию и Башкирию», и начал лепить со своей дочери фигуру русской женщины. Надежда Михайловна Бабурина вспоминала: «Было мне 27 лет. Михаил Фёдорович всех гонял: и архитекторов, и причастную к «действу» [Галину Павловну] Левицкую, но к рабочим относился бережно, не мотал им нервы. Его невероятная требовательность к самому себе растянула все сроки сдачи монумента, но игра стоила свеч».
На самом высоком уровне
Возможно, именно «неспешность» Бабурина привела к тому, что всё скульптурное оформление Монумента Дружбы выполнено из бронзы (отливку выполнял ленинградский завод «Монументскульптура»), ведь в то время на это был наложен запрет, и, например, уфимский памятник Салавату Юлаеву сделан из чугуна (как ни странно, он был отлит намного раньше скульптур для будущего Монумента). Вероятно, вопрос решался долго и на самом высоком уровне. 7 апреля 1964 года «Советская Башкирия» сообщала: «На Ленинградском заводе «Монументскульптура» завершена работа над памятником, который будет установлен в Уфе».
Фигуру башкирки Бабурин лепил с жившей тогда в Москве выпускницы 3-й уфимской школы Зухры Муратовой (до замужества — Нигматуллиной). Она рассказывала: «Однажды меня пригласил ректор [Гнесинки]. В кабинете у него был ещё один человек – как потом оказалось, заместитель министра культуры Башкирии. У нас состоялся какой-то общий разговор, а через несколько дней меня познакомили с молодым скульптором Галиной Левицкой. Надо сказать, что она тоже не сразу изложила суть дела и попросила меня дать согласие на встречу с Михаилом Фёдоровичем. Я, конечно, согласилась, но от позирования отказывалась: у меня была маленькая дочка, много работы, вообще я была от всего этого далека».
В первоначальном варианте скульптурное решение ограничивалось двумя женскими фигурами и барельефом между ними. Но такая композиция вызвала у Бабурина чувство незаконченности. И на четырёхгранном основании обелиска появились ещё три рельефа.
Выполненный Левицкой центральный рельеф Монумента вряд ли отображает реальное историческое событие – встречу посланцев башкирских племён и русских бояр и обмен грамотами - скорее, это аллегория.
До 1971 или 1972 года этот рельеф дополняли ещё два – чисто декоративные. Вероятно, они не были закреплены, а потому их то ли просто сняли, то ли сбросили вандалы. Во всяком случае, долгое время они хранились в сарае одного из жителей Первомайской площади, и уже в конце XX века были переданы в Национальный музей РБ в качестве «украшений Троицкой церкви».
Не боится ни урагана, ни карста
В результате «мирных» взрывов и зачистки Первомайская площадь претерпела сильные изменения. Бульдозеры основательно срыли часть её, в первую очередь крутой склон с восточной стороны, над улицей Посадской, там, где стояла Троицкая церковь. Исторический ландшафт был необратимо нарушен. «Когда рыли котлован, – рассказывал прораб СУ-7 Алексей Иванович Барсуков, – в одном месте (справа, если стоять у монумента лицом к реке) попался завал обгоревших бревен. Мальчишки ещё там лазали, собирали наконечники стрел. Похоже, это были останки древнего кремля или крепостной стены. А слева мы чуть задели какую-то старую кладку из плитняка, её было совсем немного».
О некоторых специфических особенностях Монумента Дружбы писал заслуженный строитель БАССР и РСФСР Владимир Иванович Ротермель (в начале 1960-х – главный инженер Управления капитального строительства Совмина БАССР): «Особенно оригинально решена конструктивная часть монумента, высота которого от планировочной отметки земли до вершины составляет 33 метра. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной отметки земли, это даёт сооружению необходимую устойчивость по принципу «ваньки-встаньки»… Монумент не боится ни урагана, ни карстовых провалов, ни оползней. Он способен в случае таких явлений качаться и принимать опять вертикальное положение без появления остаточных деформаций в гранитной облицовке и скульптурных произведениях».
Монумент Дружбы был торжественно открыт 7 августа 1965 года. Как писала газета «Правда», «на церемонию, собрались десятки тысяч уфимцев – башкир, русских, татар, украинцев, белорусов, представителей других национальностей. Около гранитного монумента, поднявшегося в голубое небо на возвышенном берегу красавицы Агидели, на 88-ми ступенях широкой гранитной лестницы (на самом деле, первоначально лестница была из бетона, лишь в 2007 году сделали гранитную. – Авт.), ведущей к памятнику, всюду, где можно было, находились свидетели замечательного события – открытия уникального памятника дружбы народов». Добавим, что особенность этой лестницы состоит в том, что архитекторы сделали её с расширением в нижней части, благодаря чему сверху она смотрится идеально прямой, не сходящейся в перспективе.
В 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР Монумент Дружбы объявлен памятником государственного значения.
Патриарх уфимских храмов. Уникальный собор уничтожен в середине XX века
Фильтр – гравий и песок. Как в Уфе появился водопровод
Пока, старина! Исторический квартал в центре Уфы может исчезнуть
Такая важная Губернаторская. История улицы Уфы с резиденцией власти