Специалисты «РН-Кат» дочернего предприятия «Башнефти» (входит в «Роснефть»), разработали отечественную технологию производства катализаторов гидрокрекинга и гидроочистки. Причем на последний уже полностью перешли нефтеперерабатывающие мощности «Роснефти».
Своими силами
Развитие нефтепереработкив стране и республике сегодня нацелено на исключение зависимости от поставок импортных катализаторов. Это уже не просто бизнес-цель, а вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, а каждый автомобиль. В «Роснефти» действует собственная программа инновационного развития. Нефтеперерабатывающий блок уже полностью перешёл на катализатор гидроочистки специализированного производства из Стерлитамака.
«По результатам промышленных испытаний, которые получили высокую оценку, мы в2021 году начали промышленнуюпоставку катализаторов гидроочистки для нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти»,- прокомментировал генеральный директор ООО «РН-Кат» Альберт Сафин. – По ряду показателей они превосходят многие зарубежные аналоги. Это уникальный отечественный продукт, который работает как на тяжелых, так и на легких видах сырья и позволяет выпускать дизельное топливо класса Евро-5. Это дает возможность повышения экономической эффективности, технологической устойчивости, а, в конечном счете, получение независимости от импортных производителей».
В чем преимущества
Испытания показали: специалистам компании удалось добиться того, что являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. А именно – устойчивого снижения содержания серы не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения.
«По своей активности катализатор гидроочистки значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги, – поясняет начальник лаборатории Алия Юмагулова. – Его стартовая температура эксплуатации ниже (на 10-15 С°), что даёт возможность увеличения межрегенерационного цикла до 19 месяцев (у импортных аналогов – 10 месяцев) эксплуатации катализатора – одного из основных показателей егоэффективности».
Больше и лучше
Также в 2021 году специалисты «РН-Кат» разработали технологию производства катализатора гидрокрекинга, которая увеличит выпуск высококачественных моторных топлив Евро-5 из вакуумного газойля – продукта переработки нефти. Новый катализатор успешно испытан на базе Новокуйбышевского завода катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке (входят в структуру нефтяной компании).
«Испытания показали, что наша разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы с сохранением качественных характеристик) и отбор целевыхпродуктов (показатель объёма основной выработанной продукции)», – пояснила Алия Юмагулова.
«В этом году мы планируем осуществить поставку первых 300 тонн катализатора на установку гидрокрекинга на уфимский нефтеперерабатывающий комплекс, – заявил Альберт Сафин.– А в ближайшей перспективе намерены осуществлять поставки и на другие предприятия нашей компании. Новые технологические возможности в перспективе позволят заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки.