Промотур крупнейших китайских туроператоров по самым живописным и привлекательным в туристическом плане местам Башкирии состоялся 23-28 октября. На днях приезжали и иранские бизнес-туристы. И это не первый и не последний ознакомительный тур иностранных гостей. Однако ощутимых результатов это не приносит - доля интуристов в республике до сих пор низка.
Просто посмотрели
К сожалению, получить ответ на вопрос, как оценили наш туристический потенциал гости из Поднебесной, какие договоренности достигнуты и станет ли этот визит новым этапом в развитии въездного туризма, не удалось. Специалисты ведомства, ответственные за этот сегмент работы, держали глухую оборону: не отвечали ни на телефонные звонки, ни на электронные обращения.
Комментарий дали в турфирме, которая непосредственно занималась приёмом китайской делегации.
«Каких-то конкретных договорённостей на этот раз не достигнуто, поездка носила чисто ознакомительный характер, - сообщил менеджер компании. – Мы провезли китайских коллег по разработанному нами маршруту, гости остались довольны. Их заинтересовал отдых на Павловском водохранилище, источник Красный ключ, вольерное хозяйство в Нуримановском районе, санаторий «Красноусольский». Китайцев восхищает наша природа, но смущает состояние дорог и несовершенство придорожной инфраструктуры – отсутствие цивилизованных точек общепита и туалетов. В Уфе гости оценили отели, предлагающие формат China friendly. Большой интерес вызвала «красная» тематика, в частности, музей Ленина: там делегация провела гораздо больше запланированных 20 минут. Мы намерены предложить туристам из Китая комбинированные маршруты Уфа-Самара (Казань)-Москва-Санкт-Петербург. То есть туристы прилетают в Уфу и после двух-трёхдневного пребывания продолжают путешествие. Восточный рынок перспективен, мы намерены его развивать».
Туризм в один конец
Напомним, что в 2015 г. китайские туроператоры уже посещали Башкирию, в Шанхае прошла пышная презентация республики и переговоры на предмет туробмена. Но ощутимых результатов это не принесло. Возможно, одна из причин - отсутствие прямого авиамоста между Уфой и аэропортами Китая. Так, не удалось наладить регулярное авиасообщение с провинцией Урумчи - региона с доминирующим мусульманским населением: российские перевозчики не проявили заинтересованности, китайская сторона тоже в раздумьях.
Не назовешь удачным и опыт привлечения в Башкирию туристов из Турции. В 2015 г. делегация турецких туроператоров для знакомства с туристским потенциалом Башкирии совершила недельное турне по Зауралью. Гостей впечатлили природные красоты республики, в том числе заповедник «Шульган-таш», возможности санаторного отдыха и этнотуризма. Выразив сожаление, что иностранцы имеют слабое представление о туристическом потенциале нашей республики, турки, тем не менее, не спешат наладить в Башкирию регулярный турпоток и отказались от предложения инвестировать в местную туриндустрию.
Между тем в соседней республике, которая всегда была предметом раздражения и зависти у башкирских чиновников, наблюдается неплохая динамика турпотока из Китая. Госкомитет РТ по туризму и крупных туроператоров Поднебесной связывает соглашение о сотрудничестве. Запущена чартерная программа полётов из Урумчи. В 2016 г. в Татарстане побывали более 10 тыс. туристов из Китая.
В Башкирии пока всё это на стадии проектов, а зарубежные туристы, скорее, эксклюзив. Пока усилия местного профильного ведомства будут сосредоточены не на реальных делах, а на разработке бесконечных «туристических кластеров», презентациях и поездках «для обмена опытом», до заветной мечты «повысить узнаваемость республики» Башкирии так и будет - как до Китая пешком.
Комментарий
Историк, блогер Артур Идельбаев:
«В Башкирии не отработаны маршруты для интуристов. Ни один не отвечает стандартам по приёму: это встреча и трансфер в аэропорту, организация размещения в гостиницах высокого класса, организация маршрута так, чтобы иностранному туристу это было интересно. А что ему может быть интересно? Такого, чего нет в Москве, Питере или Казани. Относительно природы обольщаться не стоит, в Европе она не хуже, и даже лучше. Нужно показать аутентичную Башкирию с юртами, лошадьми, самобытной кухней, музыкой, бортевым мёдом, традиционными системами массажа, бани и другими способами оздоровления, которые у нас широко представлены в здравницах.
Переезды не должны быть утомительны. По пути необходимы оборудованные остановки с комфортабельными пунктами питания и туалетами, а на конечных остановках – благоустроенные гостиницы с вай-фаем.
Отсутствует стратегия продвижения туристического Башкортостана на иностранный рынок. Участие в выставках (даже самых престижных), организация всевозможных туров и работа с туроператорами - позавчерашний день. Информационные технологии шагнули далеко вперёд. При желании можно было бы без особых усилий продвинуть туристическую республику на весь мир. И к нам потянулись бы из Европы, Китая и других стран. В Башкирии - 6 турфирм, имеющих лицензию на работу с иностранными туристами. Но ни одна из них активно не действует. После общения с ними сложилось впечатление, что у большей части из них просто отсутствует понимание того, как организовать работу».