В последние несколько лет бытует тезис, что Уфа – столица русского рэпа. В частности, речь идёт о представителях так называемой «новой школы» исполнителей, которых в столице республики немало. Face, Morgenshtern, Boulevard Depo – все они родились и начали свой рэп-путь в столице Башкирии. Почему город на стыке Европы и Азии стал настоящим месторождением звезд, попытался понять UFA.AIF.RU.
Две звезды
Одним из самых популярных сегодня рэперов, и в России, и в СНГ, стал 22-летний выходец из Уфы Алишер Валеев — Morgenshtern. Отношение к его творчеству у многих неоднозначное, однако, интерес к его личности бесспорен. Так, только одно интервью, которое рэпер дал популярному журналисту и блогеру Юрию Дудю, набрало 21 млн просмотров. Недавно он также записал трек со всемирно известным американским рэпером Lil Pump и стал музыкантом года в России.
Художник с уфимских улиц
Заметно выделяется в рэп-среде и уфимцы 29-летний Boulevard Depo (Артём Кулик) и 28-летний Thomas Mraz (Алмас Гатауллин). По популярности они заметно уступают Face и Morgenshtern, но их по праву можно считать одними из самых опытных «новой школы» рэпа в России. К тому же, они имеют более-менее стабильную аудиторию.
Артём Кулик родился 1 июня 1991 года в Уфе. Некоторый период своего детства прожил в городе Комсомольск-на-Амуре, но позже с семьёй вернулся на родину. В подростковом возрасте Артём увлекался граффити, состоял в команде уличных художников Never Been Crew под ником Depo.
21 апреля 2015 года выходит совместный с Pharaoh клип на трек Champagne Squirt – 22 млн просмотров на ноября 2020 года. Видеоролик стал вирусным во второй половине 2015 года и являлся объектом мемов и насмешек. 1 сентября 2016 года в свет выходит видеоклип на песню «5 минут назад» – 73 млн просмотров. Композиция становится одним из главных хитов года, однако через несколько месяцев «YungRussia» прекращает своё существование. После этого у Артёма не получилось повторить такого ошеломительного успеха по просмотрам и прослушиваниям. Разве что, можно отметить февральский релиз 2019 года Stay Ugly, который некоторое время занимал первое место в альбомных чартах iTunes, Apple Music и «ВКонтакте» и пятое место по прослушиваниям на крупном музыкальном сервисе Spotify в России в 2020 году.
Когда начальник Oxxxymiron
Thomas Mraz, как и Boulevard Depo, состоял в объединении YungRussia, где выпустил дебютный студийный альбом May13 с хитом Rolling Stoner и гостевыми куплетами от звёзд рэпа.
В феврале 2017 года Алмас стал новым участником концертного агентства Booking Machine, главой которого являлся на то время самый популярный рэпер в стране – Oxxxymiron. Здесь он заметно отметился песней «Пол это лава» и вторым большим альбомом Hangover. В августе 2018 года вышел лонг-микс Konstrukt с девятью действующими артистами «Букинга» во главе с Мироном – 27 млн просмотров. В августе 2019 года Oxxxymiron внезапно объявил об уходе из агентства, а весной текущего года из Booking Machine ушёл и Алмас вместе с ещё тремя ключевыми артистами.
Алмас практически не имеет хейта в свой адрес. Похвастаться скандальностью, а также гигантским количеством просмотров и прослушиваний наравне с вышеупомянутыми артистами, Mraz не может, но за несколько лет он собрал вокруг себя довольно большую и благодарную аудиторию. Интервью UFA.AIF.RU с Алмасом вы можете прочитать здесь.
Дело случая или земля талантов?
Участник популярной в 2000-ые группы Via Chappa Илья Тавлияров (Патрик) видит причину вспышки рэп-талантов в региональных культурных особенностях.
«Причиной успеха музыкантов из Уфы я считаю, конечно же, местную школу, а также особенности нашего города и республики, - говорит он. - Башкирия – мультилингвальный регион. И это в любом случае накладывает отпечаток, в душу заходят самые разные мелодии и возникает некий синтез. Взаимоуважение и взаимопроникновение разных культур и позволяет талантливому человеку выходить за узкие рамки одного жанра».
А как влияет на умы?
Несмотря на популярность уфимских рэперов, по-прежнему многие не понимают их творчества. Бытует мнение, что рэп – это примитивно, а к тому же плохо влияет на молодое поколение.
«Рэп – это не музыка, - считает Илья Тавлияров. - Музыка для рэпа – это хип-хоп, а рэп – это поэзия, которую можно читать сейчас на любую жанровую музыку. Примитивен рэп или нет, зависит все-таки от автора текста. Я общаюсь со многими представителями рэп- и хип-хоп-культуры, и мне ближе старая школа, так называемый Олд скул (англ. Old school «старая школа». – прим.ред.). Сам я предпочитаю не ту «попсу», которая везде звучит, а альтернативную рэп-сцену. Вот там я нахожу смыслы и, в том числе, иногда и вдохновение. А «попса» в любом жанре будет «попсой».
В рэпе я хотя бы вижу честный разговор поколения.— АиФ
«Подросткам и молодым людям на этапе очередного своего возрастного кризиса обязательно нужно проартикулировать всё свое напряжение, страхи, происходящее вокруг, чтобы понять эти явления. То есть им нужно переложить собственные эмоции на язык, который понятен им. Сейчас вся энергия сосредоточена в рэпе, так же как в моем отрочестве вся энергия была в русском «перестроечном» роке. У каждого поколения есть свои песни, свое слово, свое видение мира. И в этом плане меня рэп куда больше радует, чем так называемый «городской романс», потому что в рэпе я хотя бы вижу честный разговор поколения», - резюмирует Шамиль Валеев.