1140

«Рэп примитивным считают не очень умные». Thomas Mraz – о музыке сегодня

Thomas Mraz (Алмас Гатауллин) / Из личного архива

Thomas Mraz (Алмас Гатауллин) – уроженец Уфы, известный рэпер, хотя сам он считает себя многожанровым артистом. В интервью UFA.AIF.RU он рассказал о том, почему рэп нельзя считать примитивным, как он относится к успехам своих соотечественников Face и Morgenshtern, а также почему в Уфе много музыкантов, добившихся успеха.

Справка
Алмас Гатауллин родился 7 декабря 1992 года в Уфе. За свою карьеру успел выпустить 2 студийных альбома, 5 мини-альбомов, 4 совместных микстейпа и множество синглов.

Ольга Блажнова, UFA.AIF.RU: Алмас, почему почему вы выбрали именно рэп?

Thomas Mraz: Я впервые заинтересовался рэпом в 13 лет, когда был расцвет таких музыкантов, как 50 Cent (псевдоним американского рэпера, актера и писателя Кертиса Джексона, англ. Curtis Jackson. – прим.ред.). Но это было ненадолго и не очень глубоко. Всерьез рэп увлек и вдохновил меня в 2011, когда до нас дошло такое направление как трэп (англ. – ловушка, западня; жанр зародился в конце 1990-х в южных штатах США, для него характерны сложные сочетания электронной музыки и инструментальных сэмплов. – прим.ред.), и уже началась «золотая эра» Канье Уэста.

Но на самом деле я считаю себя мультижанровым артистом, у меня нет какой-то определенной стратегии в творчестве. Я много экспериментирую, делаю то, что нравится мне самому, каким-то рамками себя не ограничиваю. Люблю танцевальную музыку, техно, хаус. Еще трип-хоп. Нравится блюзовый вокал, к которому я сам стремлюсь.

Лично для меня, слушатель, конечно, важен, но куда важнее удовлетворение от собственной работы. Ну и приятно, что это приносит доход, который позволяет посвятить себя творчеству полностью.

– Наверное, Вы не согласны с утверждением, что рэп примитивен?

– Рэп изначально не очень мелодичен и достаточно прост – одна-две ноты, но на «новой волне» появилось больше мелодичности. Вообще же, я уверен, что музыка не может быть примитивной в принципе, и рэп считают таковым не очень умные люди, мыслящие стереотипами. Ну нельзя же всех под одну гребенку стричь. Это как сказать, что все девушки не умеют водить машину. Это, между прочим, неправда и сексизм.

На самом деле я и сам немного устал от старого слегка примитивного звучания, ведь существует всего семь нот, и все мелодии так или иначе повторяются. Поэтому экспериментируешь. Вот сейчас я еду из студии, где мы прописывали партию скрипки. Вряд ли это примитивно, я бы сказал, что такая работа уже в какой-то степени академична. А есть же еще примеры работ рэперов с оркестром.

«Это бизнес»

– Но если говорить о популярных рэперах, их творчество не кажется таким уж сложным. Взять того же Ваню Face – как только он начал делать что-то посложнее, тексты стали содержательнее, его популярность резко упала. По крайней мере, так видится нам со стороны. Почему так?

– Не бывает таких артистов, которые на вершине всегда. Самая популярная музыка не может быть одновременно самой интересной. Просто потому, что она должна «заходить» всем. А по-настоящему крутую музыку способны оценить только опытные слушатели или другие музыканты. Поэтому я думаю, что популярность для настоящего музыканта – это даже страшно.

Популярность – это всего лишь медийность, с настоящим творчеством у этого явления мало общего. Да, топ артистов всегда на виду. Но есть еще куча тех, о ком не знает большинство. И при этом они делают хорошую, качественную музыку и даже зарабатывают этим.

Face делал хорошую музыку, пусть без глубокомысленного содержания, но она «качала». В какой-то момент Иван вырос, что-то перестало его устраивать в собственном творчестве. Сейчас его путь сложнее, чем в начале карьеры, но у него все равно получается. Да, часть слушателей он, может быть, и потерял, но настоящие ценители растут вместе с артистом и развиваются вместе с ним.

Если же говорить об Алишере Morgenshtern, то у него первичнее музыка, бит, хотя есть и хорошие лиричные тексты.

Музыка – это бизнес. И в нем есть свои акулы. Чаще всего популярность артистов «накручивают» искусственно, используя для этого отработанные схемы и инструменты. На сцене полно артистов, которых слушателям навязывают, но они сами этого даже не понимают. А интересная музыка чаще всего лежит где-нибудь в столе у безвестного музыканта.

«Нам просто повезло»

– Уфа – столица рэпа?

– На данный момент – да.

– Почему?

Возможно, потому что когда появился трэп, именно мы, уфимцы, первыми его освоили и стали на этой волне достаточно известны. Думаю, нам просто повезло. У нас много творческих людей, но далеко не всегда им удается найти выход для творчества. Для нас же открылась дверь – это проект DopeClvb, основанный  i61 (или iSixOne – Айсиксуан, настоящее имя – Федор Приходов, уроженец Уфы, сейчас ему 26 лет), через который прошли многие рэперы.

Я сам из Сипайлово. Наверное, этот микрорайон действительно можно назвать гетто. Когда ты живешь в сером спальном районе, а потом видишь крутой клип на крутую музыку – это вдохновляет на то, чтобы вырваться из окружающей действительности, появляется стремление поменять картинку вокруг себя. А тут еще перед глазами живые примеры – i61 и FVCKFISH – глядя на них, мы поверили и в себя.

– Но почему музыканты уезжают из Уфы, если тут столица? У нас нельзя заработать или делать качественную музыку?

– Хочется чего-то нового, какого-то развивития. Качественную музыку можно делать и в Уфе, но это скучно. Цель – повеселиться, а зарабатывать можно и в Уфе. География вообще не важна, когда есть интернет. Все уфимские рэперы начинали во «ВКонтакте».

– Какие другие города могли бы стать столицей рэпа?

– Не знаю. Санкт-Петербург, Москва… Но если говорить о столицах, то ведь оттуда к нам в Уфу приезжали ребята, чтобы учиться у нас. Хотя у них было все – деньги, возможности мегаполисов, нужные знакомства. Я не могу сказать, чем вдохновляет Уфа рэперов из других городов, все-таки мое отношение к родному городу предвзято, Уфа – это мой дом.

Мне самому для творчества нужны эмоции. Скорее, негативные, но и позитивные тоже. Негатив, конечно, сильнее. Но Уфа тут не причем, это просто человеческая натура. Человек хрупок, ему часто бывает плохо. А рэп – это протест, это бунт. Мне кажется, его истоки в большой мере в джазе, в блюзе – в «музыке черных», в их культуре, пропитанной болью.

– Появятся в Уфе новые рэперы, или это тема отгремевшая, и пришло время для чего-то нового?

– Я думаю, что они уже есть. И появится еще много. Но я лично устал от однотипности, когда все развиваются по одному сценарию. На Западе это надоело уже давно, приелось и у нас. Мне интересно не новое, а талантливое, не хайп, а творчество. Само слово «хайп» уже приобрело негативные коннотации, это звучит пошло.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах