В тупике. Когда на рынке пассажироперевозок Уфы наступит порядок

Анна Прибылова / Коллаж АиФ

«Когда власти Уфы решат проблему с маршрутками, что заполонили город? От их количества мы задыхаемся; вечные пробки, постоянный шум, загазованность, пыль на подоконниках», - вопрошает уфимка Лидия Цевбунова.

   
   

Кто виноват в столпотворении на дорогах

Сейчас жителей и гостей столицы обслуживают четыре депо Управления электротранспорта, два филиала ГУП «Башавтотранс», восемь юрлиц негосударственных форм собственности и четыре ИП. Это право они получили по итогам конкурса, проведенного еще в 2013 году.

Кстати
29 марта 2017 года, по совпадению - на следующий день после принятия депутатами новых правил пассажирских перевозок – был убит бизнесмен, занимавшийся межмуниципальными автобусными перевозками. По подозрению в убийстве задержан представитель конкурирующей компании.
Между тем после вступления в 2016 году в силу федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» все конкурсы, проводившиеся мэрией и Госкомтрансом, были опротестованы ФАС. Те, что уже имели договор с администрацией, ещё раз подали заявления. Но, как утверждают многие перевозчики, она не выдала им никаких документов и официально не обосновала отказ, из-чего перевозчики не могли обжаловать её действия в судах.

Весной 2017 года депутаты Горсовета приняли новые правила пассажирских перевозок. Мэрия объявила войну «нелегалам». В ответ многие перевозчики повесили таблички «экскурсионный» на автобусах, чтобы избежать преследования. Но вскоре убрали, так как такие надписи, наоборот, привлекают внимание проверяющих.

«Нелегалы, колесящие по городу, считают достаточным лишь наличие лицензии (её выдаёт Ространснадзор – ред.). Данное правовое заблуждение привело к перевозкам на самовольно открытых маршрутах, дублирующих схему движения социальных», - говорит пресс-секретарь мэрии Камиль Юлаев.

По его словам, именно нелегалы, в основном, перевозящие пассажиров в автобусах малой вместимости, и появляющиеся на улицах в часы пик, виноваты в перегруженности дорог.

Нелегалов оштрафовали на 15 млн

Функции по наложению штрафов на нелегальных перевозчиков возложены на Западно-Уральское Управление госавтонадзора по РБ. Оно проводит рейды по Уфе и региону совместно с сотрудниками управления ФСБ по РБ, Службой судебных приставов, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями МВД и УГИБДД.

   
   

По данным управления, основное нарушение – отсутствие карт маршрутов регулярных перевозок. С момента вступления в силу положений закона №220-ФЗ вынесено более 1200 постановлений, сумма наложенных штрафов - более 15 млн рублей. Сумма штрафа на водителя маршрутки – 5 тысяч рублей.

В ведомстве отмечают, что привлечённые к ответственности используют коллизии в законодательстве и злоупотребляют предоставленным им правом на обжалование вынесенных постановлений через вышестоящий орган, расположенный в Москве, и в судебных инстанциях. С момента привлечения к ответственности до признания законности может пройти полтора-два года.

Надо актуализировать маршрутную сеть

Заместитель начальника Западно-Уральского Управления госавтонадзора по РБ Александр Косолапов поясняет, что принятый ФЗ-220 разграничил полномочия между органами исполнительной власти и местного самоуправления. Последние наделены почти 90% полномочиями: создавать, изменять, отменять маршруты, выдавать маршрутные карты, контролировать соблюдение графика движения. Но, главное, они должны обеспечить нормальную работу маршрутной сети.

Кстати
На маршрутах №2 Телецентр-Сипайлово, №5 Центральный Рынок-МВД, №17 Школа МВД - Дворец спорта, №26 Инорс - Телецентр перестал ездить госперевозчик «Башавтотранс». Как выяснилось, по причине убыточности: затраты на содержание автобусов, производственных и технических баз, зарплату обслуживающего персонала с отчислением налогов, по расходной части в несколько раз превосходят доходы от обслуживания данных социальных маршрутов. Кстати, по данным мэрии, примерно 75% пассажиров пользуются услугами коммерческого транспорта.
Конкурс на право перевозок проводился пять лет назад, и в настоящее время не все перевозчики, прошедшие тогда конкурсный отбор, способны, по его мнению, полностью покрыть потребности населения на обслуживаемых маршрутах.

«Всем известен главный принцип бизнеса «спрос рождает предложение» - именно его мы и видим в настоящее время на улицах города, - говорит Александр Олегович. – Только приводимое понятие «нелегальный перевозчик» упоминать некорректно, поскольку они имеют лицензии на этот вид деятельности. Именно они, перевозчики, не имеющие карт маршрута, как правило, и заполняют ниши, образовавшиеся вследствие недостаточной работы официальных операторов. Решение сложившейся проблемы - это актуализация действующей маршрутной сети города и скорейшее проведение необходимых конкурсных процедур. Именно после того, когда сложный механизм инфраструктуры общественного транспорта заработает, проблема отпадёт сама собой».

Когда будет объявлен конкурс?

«Для объявления новых конкурсов ведётся работа по совершенствованию существующего реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города в части изменения, отмены существующих маршрутов и создания новых, - прокомментировал пресс-секретарь мэрии Камиль Юлаев. - После принятия администрацией документа планирования регулярных перевозок, будут определены маршруты для выставления на конкурс и сроки их проведения».

Количество участников конкурса зависит от востребованности маршрута у населения, пассажиропотока, улиц, по которым он проходит. Победителем будет признан тот, чья заявка получит высшую оценку по сумме определённых критериев, прописанных в том же федеральном законе. Предпочтения в выборе победителя законодательством и муниципальными правовыми актами не предусмотрены.

Какая выгода бюджету от частных перевозчиков?

В финансовом управлении мэрии отметили, что ведомство не располагает информацией, сколько в целом поступает налогов от владельцев коммерческих автобусов.

«Кассовые аппараты в коммерческих автобусах по всей стране установят только с 1 января 2019 года», - прокомментировал начальник отдела оперативного контроля Федеральной налоговой службы по РБ Марат Гильванов.

«За последние 20 лет налоговики наладили чёткую работу, - комментирует заместитель председателя Союза автопредпринимателей РБ Владимир Варицкий. - Есть определённая ставка, по которой владельцы маршруток ежеквартально платят налог. Она зависит от рентабельности маршрута, его протяжённости, вместимости автобуса, времени года. Водитель, собирающий наличку, обмануть владельца, сколько он сегодня заработал, вряд ли сможет. Многие ИП в автобусах установили счётчики, фиксирующие количество пассажиров. Хозяин также нанимает людей, подсчитывающих поток пассажиров по несколько дней, чтобы выявить среднее число. Всё отслеживается. Коммерсант, при сдаче отчётности, возможно, и может скрыть какие-то 10% прибыли. Но не думаю, что с установкой кассовых аппаратов в автобусах сумма выручки может подняться в разы».

Мнение эксперта

Руководитель юридической службы инвестиционного холдинга Михаил Лазаренко:

«Опыт Казани отлично показывает: проблема маршруток, когда-то главенствующих на улицах города, решаема. И найти это решение может только власть. Тут нужно руководствоваться известным принципом: не можешь победить – возглавь! Закупить комфортабельные, экологически чистые, большие автобусы, с функцией помощи инвалидам, специальными отсеками для велосипедов и лыж. Купить их придётся много, и дотировать невыгодные маршруты. Дополнительно «прижать» «крышующих» эти мелкие маршрутки, - а у нас, когда власть хочет, кого угодно «прижмёт». И, выполнив нехитрый набор указанных действий, через полгода сможет исправить ситуацию. Сейчас проблема только в том, что ни республиканская, ни городская власть не хотят по-настоящему этим заниматься. Всё, что они пытаются изобразить в этой сфере, банальная имитация деятельности».

Мнение госперевозчика - «Коммерсанты шакалят»

Заместитель гендиректора пассажирским перевозкам «Башавтотранса» Сергей Паскин:

«У нас большое предприятие. Автобусы ездят не только по Уфе, но в пригород и межгород. Есть сервисный центр, гаражи, технические и другие помещения, содержать всё нелегко. Но налоги и зарплату платим вовремя. Почему мы ушли с нескольких популярных маршрутов? Рынок стал неконтролируемым, поэтому вопрос, кто допустил дублирование маршрутов, не к нам. И то, что некоторые коммерсанты «шакалят», всем давно известно. Мы радеем и переживаем за общественный транспорт. Радует то, что к нам, как госперевозчику, прислушались в Госкомтрансе, правительстве и в администрации главы республики. На данный момент планируется проведение конкурса. По его итогам наше предприятие до конца года закупит 100 новых комфортабельных автобусов.

Взгляд водителя-частника

«Ипэшнику в день отдаю 2700 рублей. Плюс 2600 – ежедневные расходы на бензин, - говорит 35-летний мужчина, работающий водителем в частной компании (пожелал остаться неназванным). - За день нужно пять кругов намотать, каждый по 1,5-2 часа. Ложусь в час ночи, встаю полпятого. Ещё страховка, ОСАГО, ремонт, кредит… А «хозяину» плевать, заработал ты эти деньги или нет, можешь хоть вообще не выезжать, только всё равно плати. Чтобы отдать «хозяину» 2700 рублей, в день я обязан перевезти 108 человек. Бензин резко подорожал, а мы подняли цены за проезд?»