Примерное время чтения: 7 минут
825

Взрослеют позже. Руководитель лагеря о вожатской работе и современных детях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Башкортостан №26 27/06/2018
В лагере проходит экономическая игра «Генератор идей».
В лагере проходит экономическая игра «Генератор идей». / Гюзель Ибрагимова / АиФ

Подростки не знают историю своей страны и поклоняются кумирам-однодневкам. Они легко справляются с новинками техники, но пасуют перед жизненными трудностями, считает Мансур Юмагулов.

Мансур Юмагулов

Создать атмосферу

Гюзель Ибрагимова, «АиФ-Башкортостан»: Мансур Анверович, откуда взялась идея тематического лагеря?

Мансур Юмагулов: Я – бывший пионер, ребёнком побывал в «Артеке» и «Орлёнке», работал вожатым в разных лагерях страны и за границей. Можете считать меня романтиком… Атмосфера детства, дружбы, мечтаний и грёз, первых открытий и откровений до сих пор живёт во мне и, наверное, никуда не исчезнет. Моими наставниками были Сергей Кузьмин и Екатерина Темнова, которые первыми в Башкирии организовывали детям не только отдых, но и давали им знания в области театра, экологии и этнографии. Я был у них ещё ребёнком, и мне нравилось погружаться в определённую тему заезда. 

Сейчас у меня лагерь с изучением английского, отдыхают около 400 ребятишек за лето. На его подготовку и проработку концепции уходит несколько месяцев до открытия первой смены.

Досье
Мансур Юмагулов. Родился в Уфе 1 ноября 1978 г. Окончил Российский университет дружбы народов, преподаватель философии и испанского языка. Занимается кинопроизводством. Его фильм «Преодоление» получил приз на международном фестивале правозащитных фильмов «Сталкер» и российском фестивале документального кино «АРТДОКФЕСТ». Номинант российской телепремии «Тэфи». Женат, воспитывает 6-летнюю дочь.

- А кто работает у вас вожатым?

- В основном студенты факультетов иностранных языков БГУ и БГПУ, которые проходят педагогическую практику. Обучаем их несколько месяцев, организовывая Школу вожатых. Также берём на волонтёрскую работу не владеющих русским языком иностранцев. Обычно их на смене по 2-3 человека, в основном из Индии, Китая, Бразилии и стран  Африки, очень редко «попадаются» из Европы. Кстати, они, в отличие от наших, не получают зарплату, приезжают по образовательным и обменным программам. Наши студенты за две недели получают на руки 12 тыс. руб.

- Что они должны уметь?

- Знать английский, владеть методикой преподавания, написания сценариев, проведения различных мастер-классов, к примеру, по древолазанию, футболу, бисероплетению, шахматам, шитью и т.д. Также они обязаны владеть собой в стрессовых ситуациях и экстремальных условиях. Работа с детьми - это не только игры, весёлое времяпровождение, откровения у костра, но и суперответственность за здоровье и жизнь детей. Но в последнее время замечаю: ребята в 18-19 лет - это реальные дети! Помню себя, своих ровесников, мы были более взрослыми, серьёзными, что ли... А у нынешних уровень инфантилизма и беспечности просто зашкаливает! Растёт поколение потребителей. Поэтому многих отсеиваем ещё на начальном этапе. Но есть настоящие самородки, для которых работа с детьми – призвание.

Атмосфера лагеря создаётся не дорогими шторами в спальных комнатах, не меню от именитого шеф-повара и наличием санузла в корпусе. Будет ли она интересной, полезной и насыщенной, целиком и полностью зависит от вожатого.

Ещё хотел бы посоветовать студентам поехать на стажировку в детские лагеря за границей. Это колоссальный опыт для будущего педагога.

Собрал «белых ворон»

- Дети у вас изучают английский. Как это проходит?

- Разделяем детей по уровню знаний: начальный, средний и высокий. Уроки по 60 минут проходят в игровой форме, весело, без домашних заданий. Многие признаются, это не так уныло и скучно, как в школе. Мы даже внедрили особые технологии для тех, кому не повезло с учителем, снимая некий барьер в восприятии предмета. Главное, ребята понимают, что знание иностранных языков – это степень свободы, для них открывается целый мир, который в основном говорит на английском. В этом очень помогают иностранцы.

- Кто отдыхает в лагере?

- Кто сам захотел. Никого специально не отбираем. На каждой смене бывает много «старичков», таких, кто приезжает 12-й раз подряд. Есть и «белые вороны» - ребята, которых не принимают в школе, во дворе. Съезжаются альтернативщики: готы, рокеры, аниме (Смеётся). Никого не заставляем ходить строем. У нас нет пауз и времени на безделье, все чем-то заняты. И никаких гаджетов. Хочешь в телефоне сидеть – можешь только в тихий час, никому не мешая.

- Какие советы вы бы дали родителям?

- Любите своих детей, недолюбленных ребятишек видно сразу. Общайтесь с ними, делитесь опытом и жизненными навыками. Рассказывайте, какими вы были в детстве, что читали, мастерили, в какие игры играли. Вспоминайте лучшие моменты, как помогали друг другу. Все мы боремся за внимание, это заложено в нас природой. А дети нуждаются в нём как никто другой. Спросите у любого педагога, кого он помнит из выпускников? Правильно, отличников и двоечников, а «тихих» середнячков вряд ли. Таких среди подростков достаточно. Ещё угнетает безответственность к здоровью своих малышей. У нас организовано здоровое питание. Но в родительский день дети травятся чипсами и кока-колой. Для меня это абсолютно неприемлемо. В то же время я преклоняюсь перед мужеством тех, кто впервые решился отдать ребёнка в чужую для него среду, на попечение незнакомых взрослых.

- Что в детях вас радует и, наоборот, удручает?

- Они вызывают восторг! Легко разбираются в гаджетах, в высоких технологиях, у них иной уровень мышления и восприятия. Всё хватают на лету, придумывают гениальные вещи, открыты, любознательны, но не внимательны и не усидчивы. И, к сожалению, лучшее, что было в идеалах пионерии, на которых воспитывалось несколько поколений, им чуждо. У одних такие кумиры, как Ольга Бузова, некий поп-феномен. У других – пустышки из Интернета. Многие не знают историю своей страны и не интересуются ею. Пришло время, когда нам, взрослым, нужно понять, что в головах наших детей? Куда мы идём, стремимся, или, увы, катимся по наклонной. 

У нас чрезмерная бюрократизация

- Вы говорили о работе за границей…

- Это был детский лагерь в США, под Чикаго, принадлежащий зажиточным гражданам еврейской общины. Такая материально-техническая база даже не снилась большинству российских детских центров. Теннисные корты, каноэ, поле для гольфа, конюшни. С начальником лагеря и наставниками, хоть и соблюдая субординацию, дети общались на равных. Но при всём достатке ребятишки жили в спартанских условиях, неприметных деревянных домиках без телевизоров. Даже санузлы находились не в основных корпусах. Главное, никто этому не придавал значения, для них это было абсолютно естественно. А у нас некоторые родители сравнивают лагерь с четырёхзвёздочным отелем.

- Насколько тяжело содержать лагерь?

- У нас нет собственной базы, уже несколько лет арендуем корпус в санатории под Уфой. Он в отличном состоянии. Многие коллеги так поступают. Потому что разные проверки от пожарных служб, Роспотребнадзора, Росгвардии, МЧС, отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом и другими ведомствами сильно отвлекают от педагогической деятельности. Считаю, что у нас чрезмерная бюрократизация. А общий уровень инфантильности идёт от пирамидальной структуры управления. Чиновники безынициативны, у них нет нормальной реакции на обращения, одни отписки, и ничего не решается. Новые идеи, предложения, поступающие от граждан, воспринимаются ими как некая угроза. Поэтому нужно воспитывать новое поколение так, чтобы они не придумывали сами себе сложности на пустом месте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах