aif.ru counter
262

Наряжать ель со смыслом. О старинных традициях в русской культуре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Башкортостан № 50 10/12/2019
Выступление ансамбля «Таусень» на «Акбузате».
Выступление ансамбля «Таусень» на «Акбузате». © / БашГУ

Кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного университета Елена Евдокимова известна не только как педагог, но и как руководитель университетского фольклорного ансамбля «Таусень», ставшего своего рода лабораторией по изучению русской традиционной культуры в республике. Елена Викторовна рассказала, для чего наши предки торжественно хоронили комаров и мух, посвящали танцы капусте и в чем был смысл украшения ели.

Ближе к природе

Татьяна Барабаш, «АиФ-Башкортостан»: Елена Викторовна, чем дальше в глубь веков, тем люди были ближе к природе. Чем это объяснить?

Елена Евдокимова: В дохристианский период человек ощущал себя частью мироздания и наделял магическими свойствами стихии, растения, животных. К природе относился как к божеству. Когда наши предки видели возрождение и временное увядание природы, они испытывали потребность что-то сделать, чтобы круг жизни не прервался. Так возникли всевозможные заговоры и заклинания, в частности, на урожай, на посевы злаков и овощей.

Досье
Елена Евдокимова - кандидат филологических наук, доцент. С 1982 года – преподаватель кафедры современного русского языкознания БашГУ. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, медалью «Святого Преподобного Серафима Саровского» за достижения в художественном самодеятельном творчестве, почётным дипломом Международного фонда славянской письменности и культуры.

– Ансамбль «Таусень» занимается реконструкцией этих обрядов?

– Мы на концертах часто играем вместе со зрителями. Одна из любимых – игра «Вейся, вейся, капустка моя!» Сначала водим хоровод, а потом кто-то из девушек разрывает цепочку и начинает хоровод завивать, словно кочан капусты, затем потихоньку его развивает. В этой весёлой детской игре заключен особый смысл, ведь капуста всегда считалась важным овощем для людей. Её несложно было вырастить, заготовить на зиму и хранить. Считалось, что после песен, сопровождавшихся движениями и показывающих, как должна расти и виться капуста, урожай будет лучше. Человек верил, что слово, обозначающее растение, обладает такой же продуцирующей силой, как и само растение. Чем больше над ним говоришь, поёшь, тем больше и урожай соберёшь.

Поэтика фольклора тесно связана с природой. Например, начинается песня «про погодушку», и состояние погоды автор переносил на своё собственное. Поскольку к природе люди относились как к божеству, то и пользовались её плодами в меру и благодарили часто за каждый сорванный цветок.

– Как относились в старину к лекарственным растениям?

– Люди верили в их волшебную силу и пользу. Так, веточки можжевельника вешали дома как защиту от нечистой силы. Растение было известно и как средство от простуды. Хорошо, что эти знания дошли до нас из глубины веков.

Я выросла в семье, где лекарства не очень жаловали. Родители любили травы. Поскольку голос для них был рабочим инструментом – папа работал на телевидении, а мама на радио  – они очень следили за здоровьем. Чуть что – полоскали горло календулой. Мама любила заваривать чай с травами и ягодами. Она была страстной почитательницей башкирского мёда. Сейчас пытаются развенчать «миф» о пользе мёда, называя его практически бесполезным сладким веществом с высоким гликемическим индексом. Я верна семейным традициям, люблю мёд. Заготавливаю свои любимые липовый цвет, зверобой, мяту, душицу. Научилась сушить ягоды со времён фольклорных и диалектологических экспедиций.

Зачем хоронили муху

– Сегодня стало модным в прогнозах погоды использовать народные приметы. Это интересно современному человеку?

– Да, потому что мы хотим понять, как жили люди прошлого. Когда я стала изучать пословицы с точки зрения русского языка, обратила внимание: у земледельца на каждый день была своя поговорка, пословица, примета. Например, говорили: «На Казанскую (4 ноября – Ред.) дождь все лунки зальет, зиму приведет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», «До Казанской настоящей зиме не бывать, а после Казанской – не миновать». Наши предки наблюдали за природой, «слушали» её и свои знания передавали из поколения в поколение. В каждой деревне жили старики, которые знали, например, когда пора сеять. Сегодня мало кто прибегает к этим знаниям, но обряды и приметы живут в том числе благодаря специалистам.

В 2016 году в республике впервые прошел Межрегиональный фестиваль-лаборатория русского фольклора «Народный календарь». Его координатору, ведущему специалисту по вокально-хоровому жанру Республиканского центра народного творчества Наталье Кондаковой, принадлежит прекрасная идея – ежегодно показывать обряды и праздники определённого месяца. Каждый год фольклорные коллективы после выступлений демонстрируют реконструкцию какого-то календарного обряда. В прошлом году в сентябре наш ансамбль участвовал в «похоронах мух».

– Неужели наши предки хоронили мух? 

– Летом, когда мух и комаров много, на них особо не обращали внимания. А с наступлением осени хозяйки выгоняли их из дома, а чтобы насекомые исчезли, проводили специальный обряд. Крестьяне верили: если похоронишь мух или комаров даже понарошку, они уйдут по-настоящему. Мы делали это так: разрезали несколько картофелин, огурцов, свеклу, сделали «гробики», положили туда насекомых и закрыли. Потом шли по селу Архангельскому, где проходил фестиваль, напевая: «Ой, милый мой комарик, на что ты меня покинул!» Вышли за село и похоронили мух да комаров. Для местных жителей этот обряд был большим сюрпризом.

Языческая культура – древний след, который в нас остается, а фольклор приближает нас к предкам.

– Что было в нынешнем году?

– Последний фестиваль проходил в Уфе в конце октября – в этом месяце, чаще на Покров, обычно показывают свадьбы. Но мы подготовили другой обряд, показали, как раньше проводили Трифона. Еще этот день, 21 октября, называли Пелагеей и Починками и вот почему: тогда было принято доставать всю зимнюю одежду, её проверяли, перетряхивали, чинили. До нас дошла поговорка: «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет барановые».

Не просто праздник

– Скоро Новый год, время наряжать ёлку. Это ведь тоже древняя традиция?

– В старину ель наряжали не только в зимние праздники. Например, обряд прощания невесты перед замужеством с юностью обычно осуществлялся через какое-то растение, чаще всего через ель. Её веточки могли хранить и после свадьбы, им приписывали магическую силу. Считалось, что ёлка своим запахом отгоняет злых духов. Действительно, аромат, который источает ель, наполняет дом праздничным настроением. Сейчас многие, не желая наносить вред природе, не ставят ёлку, но можно взять несколько веточек, заварить кипятком, и дом наполнится прекрасным ароматом.

Вообще деревья или их ветки использовались в календарных и семейных обрядах, во время христианских праздников – в Вербное воскресенье, на Страстной неделе, в Егорьев день. Так, на Масленицу украшали ветки можжевельника, в Троицу водили хороводы вокруг берёзы, делали ей приношения. Это единение с природой соблюдалось и в языческий период, и с приходом христианства. Для нас нарядить ель – обычное дело, мы даже не задумываемся о том, что раньше этот ритуал имел сакральный смысл. Языческая культура – древний след, который в нас остается, а фольклор приближает нас к предкам.

Приметы на декабрь

  • Теплая погода в декабре предвещает затяжную зиму и запоздалую холодную весну, частые ветры — к слякоти в марте и апреле.
  • Сильный иней, большие сугробы, глубоко промерзшая земля обещают хороший урожай. Холодная, снежная погода –  к урожайному году.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах