НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкирии не согласовывал очистку изображения верблюда с заповедником и выполнял её без разрешительных документов, - сообщается в комментарии, под которым подписались руководитель Южно-Уральской палеолитической экспедиции МГУ, доктор исторических наук Владислав Житенёв и инженер-исследователь заповедника «Шульган-Таш» Ольга Червяцова.
«Более того, руководство заповедника было введено в заблуждение официальным письмом, где содержалось уведомление о проведении работ с формулировкой «реставрация пещеры», при этом подразумевалось только удаление современных граффити», - написано в сообщении.
Напомним, в ноябре в Каповой пещере был расчищен от кальцитовых натёков рисунок верблюда, сделанный 14-37 тысяч лет назад. Организация, руководящая этим процессом, объявила о событии как о научной сенсации. Сотрудники заповедника «Шульган-таш» усомнились в чистоте открытия и проверили качество выполненных работ. И выявили, что защитный кальцитовый слой рисунка был нарушен. Это грозит постепенным исчезновением рисунка.
«Критичным для сохранности рисунка являются повреждения кальцитовой коры любой природы и размеров и «разгерметизация» красочного слоя. Особенно это заметно на расчищенном изображении верблюда, которое несмотря на изготовление полимерных козырьков осталось обильно увлажненным и содержало подтеки красителя из точек нарушения красочного слоя. Конечно, некоторая деструкция рисунка происходила и под кальцитовой корой, но после появления многочисленных дренирующих отверстий водообмен усилился, что в разы ускоряет процесс выноса красителя», - пояснили Ольга Червяцова и Владислав Житенев.
По словам экспертов, это хорошо заметно, если приложить к рисунку бумажный тампон, который сразу окрашивается в красный цвет. Наибольшее опасение сотрудников заповедника и Владислава Житенёва вызывает средний левый участок «верблюда»: «На площади около 10 кв. см. красочный слой обнажен практически тотально. Наличие многочисленных оторванных и хаотично лежащих обломков кальцита говорит о том, что работа проводилась небрежно и в спешке».
Удаление новообразованных (с конца 1970-х годов) отложений кальцита в нижней части основной композиции «Лошади и знаки» проводилась с использованием электрофрезы. Данный метод организаторы расчистки называют хорошо зарекомендовавшим, так как он позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя.
Однако наблюдения Червяцовой и Житенёва показывают, что участки новых расчисток покрыты многочисленными бороздами от фрезы глубиной до 0,3-0,5 мм и их рельеф контрастно отличается от практически гладких поверхностей оставленной участниками экспедиции О.Н. Бадера, работавших в 1970-е годы с помощью скальпеля и стамески.
Специалистов настораживают планы НПЦ применить в ближайшем будущем для консервации древней живописи защитные материалы на основе нанопрепаратов. К слову, приставка «нано» означает, что размер вещества составляет менее 0,1 микрона. На пресс-конференции автор идеи Эудаль Гийоме признался, что применение подобных препаратов для консервации пещерных изображений находится на стадии лабораторной разработки. Нет уверенности, что в реальных условиях они будут действовать, как задумано авторами.
Ольга Яковлевна и Владислав Сергеевич задаются вопросом: «Зачем организаторы расчистки ставили под угрозу сохранность рисунка верблюда (продолжив расчистку даже тогда, когда стало ясно, что целостность кальцита над красочным слоем сохранить не удается), возлагая надежды на экспериментальные препараты, еще не пришедшие из лабораторий в реальную реставрационную практику в Каповой (Шульган-Таш) пещере?»