Экспедиция под руководством европейского реставратора Эудолда Гуилламета работала в Каповой пещере, расположенной в заповеднике «Шульган-таш», три ноябрьских недели. Специалисты очищали от кальцитовых натёков часть стены с палеолитической живописью. В итоге им удалось открыть изображение двугорбого верблюда. По словам учёных, эта находка делает пещеру уникальной в мировом масштабе.
Не дотрагиваясь до краски
Фигура верблюда обнаружена на известной композиции «лошади и знаки», вскрытой на пещерной стене еще в 70-х годах прошлого века археологами О.Н. Бадером и В.Е. Щелинским. Уже тогда задняя часть животного показалась на поверхности, но исследования не были завершены, так как учёные признали, что очистка от кальцитовых натёков может повредить древние рисунки.
Эудолд Гуилламет уверяет, что сейчас он применяет другой, современный метод с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя. Кроме того, с помощью силиконовых козырьков реставратор сделал над тремя рисунками своеобразный водоотвод, чтобы натёки не образовывались вновь.
«Мы снимаем кальцитовые натёки с помощью фрезы, - рассказал Эудолд Гуилламет. – Тем не менее, всегда остаётся один прозрачный слой кальцита, то есть сам рисунок мы не трогаем. До нас в прошлом веке работали на этом же участке с помощью скальпеля и молотка. Это эффективный способ, но небезопасный. Наша техника гораздо более медленная, но и более надёжная. Открытый верблюд – очень красивый, техника исполнения рисунка – совершенная. На животе даже видны шерстинки».
От оранжевого до бордового
Детальным изучением творения древнего человека теперь займется Институт археологии РАН. Его специалисты уже зафиксировали изображения верблюда в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах и установили, что краска была приготовлена путем смешения красной охры и угля. Анализ цвета показал, что верблюд и находящаяся рядом с ним трапеция были нарисованы идентичными красками, в отличие от других фрагментов композиции.
«Тщательное документирование открытых рисунков в Каповой пещере позволяет нам продолжить их исследование, и мы попытаемся постигнуть все мельчайшие детали того, как формировалась многофигурная композиция, - комментирует доктор исторических наук, профессор Института археологии Российской академии наук, руководитель Центра палеоискусства Екатерина Дэвлет. – Имеющиеся результаты профессиональной съёмки дают возможность объяснить, почему центральная часть верблюда насыщенно красная, даже бордовая, а боковые части выглядят оранжевыми. Это говорит о том, как сохранялось изображение. Вода стекала по рисункам уже в древности и, впитываясь, вымывала уголь, который делает тон более насыщенным».Открытый верблюд – очень красивый, техника исполнения рисунка – совершенная. На животе даже видны шерстинки
Исследования продолжатся
Екатерина Георгиевна подтвердила, что, скорее всего, исследуемая в пещере Шульган-таш композиция – это лишь часть огромной картины, ненамного открытой пока человеческому взору. В последние дни экспедиции специалисты обнаружили на том же участке стены черную линию, которая, наверняка, является фрагментом еще одного рисунка. Сотрудники научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ отметили, что работа продолжится в пещере в мае-июне следующего года, и тогда, возможно, удастся открыть новые изображения.
Вопрос, не станет ли финальным аккордом всей этой истории закрытие пещеры от туристов, и.о. руководителя НПЦ Данир Гайнуллин назвал сложным: «В этот раз мы заметили, что по винтовой лестнице, которую мы установили в пещере для подъёма на второй этаж, идёт большой поток туристов, то есть антропогенное влияние есть. Сейчас мы думаем, как лучше поступить, чтобы его минимизировать. Но для этого нужны исследования микробиологов. Мы такую работу заказали. Если специалисты сделают выводы, что посещение пещеры отдыхающими негативно сказывается на сохранности рисунков, то будем принимать меры».