По официальным данным, инвалидность имеют около 250 тыс. жителей региона (из них - 93 тыс. трудоспособного возраста и около 20 тыс. детей). В последнее время удалось заметно изменить отношение общества к этой категории населения. В рамках госпрограммы доступная среда создана в 80% приоритетных объектов (больницы, школы, учреждения соцзащиты). Внедрена практика сертификатов на услуги реабилитации и получение технических средств. Но есть проблемы. На днях их обсудили в Госсобрании.
Льготы в законе
Замминистра семьи, труда и соцзащиты Азат Арсланов доложил: в прошлом году на реализацию программы «Доступная среда» было направлено 119,7 млн руб., в уходящем — 38,5 млн рублей. Реабилитацией и абилитацией детей-инвалидов и детей с ОВЗ в регионе занимаются 5 бюджетных учреждений (и 18 отделений в районах). За год в них получают помощь 16-17 тыс. ребят. Но, если в предыдущие пять лет госзадание выполнялось, то в 2024 году при возросших цифрах финансирования более 5 тыс. детей-инвалидов остались «неохваченными».
В качестве дополнительной поддержки детям-инвалидам положены сертификаты на реабилитацию номиналом 48 тыс. рублей. За 9 месяцев этого года их выдано 3,5 тыс. (в 2023 году – 2282). Технические средства реабилитации (ТСР) получили 2412 детей-инвалидов и инвалидов 1-й группы. Чиновник подчеркнул: региональный перечень ТСР на 10 пунктов длиннее, чем федеральный. Недавно в него добавились смартфон (для слабовидящих) и приставка для ванны.
Между тем на днях жительница Салавата пожаловалась главе СК России Александру Бастрыкину на отказ в выдаче инвалидной коляски для её 11-летней дочери, страдающей ДЦП: сертификат на приобретение ТСР не покрывал его стоимости. По словам женщины, обращения в профильные структуры результата не дали.
Как сообщил Азат Арсланов, в этом году 593 инвалида трудоспособного возраста обратились за получением сертификата на реабилитацию (номинал - 52 тыс. руб.). Поскольку крупных бюджетных центров реабилитации для взрослых нет, эту нишу заняли 24 негосударственных организации.
«Ещё около 20 АНО подали заявки. И это лучше, чем создавать один центр за миллиарды» - считает чиновник.
Депутат Флюр Нурлыгаянов, также имеющий ОВЗ, считает несправедливым, что сертификаты выдают работоспособным инвалидам только 2-3-й групп с высоким и умеренным реабилитационным потенциалом, а первая группа, по его выражению, «оказалась отсечена». Замруководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы по РБ Роза Бакиева предложила компромисс: в индивидуальном порядке пересматривать реабилитационный потенциал молодых инвалидов, имеющих возможность работать.
К 2030 году согласно госпрограмме планируется, в частности, обеспечить доступность 84% приоритетных объектов.
С риском для здоровья
Одна из главных тем, волнующих людей с ОВЗ, - свобода передвижения. Так, житель Чишминского района Денис Фёдоров пишет в паблике главы республики, что администрация района игнорирует вопросы адаптации пешеходных зон для людей с ОВЗ. Судя по всему, проблема знакома и уфимцам.
«Многие тротуары в центре Уфы были отремонтированы, установлены водосточные желоба поперёк тротуара, при этом решётки, которые могут выровнять углубление, отсутствуют практически везде, – сообщила зампредседателя региональной организации Совет матерей «Материнское сердце» Альбина Сафина. - Это создает угрозу жизни и здоровью инвалидов, которые передвигаются на колясках, а также угрозу повреждения технического средства».
«В экстренных случаях мы обращаемся к спасателям. А вот при плановой помощи вопрос нуждается в решении. Обеспечить сопровождение пациентов можно было бы во взаимодействии с соцслужбами и волонтёрами» — отметила чиновница.
Тем временем 1 декабря в Уфе запустили пилотный проект социального такси, которым дети-инвалиды и инвалиды 1-й группы могут бесплатно воспользоваться четыре раза в месяц. Уже закуплено 7 автомашин.
Между тем, по мнению Альбины Сафиной, такие опции как заказ такси за 3 дня и ограничение по времени пользования им заведомо неприемлемы - инвалидам машина бывает нужна «здесь и сейчас». Она привела в пример опыт Москвы, где налажено сотрудничество с агрегатором в части перевозки инвалидов на специально оборудованном автомобиле по льготному тарифу. Арсланов парировал: в Башкирии это нереально, в первую очередь по причине отсутствия у агрегатора спецмашин. Есть вопросы и по финансовому обеспечению проекта. По словам чиновника, пока социальное такси – пилотный проект, чтобы понять: сколько людей готовы им воспользоваться.
Всё наощупь
Председатель регионального общества слепых Галина Бычкова попросила «волевым решением» закрепить за инвалидами 1-й группы право проходить санаторную реабилитацию с собаками-поводырями: по её словам, ни одна региональная здравница вопреки логике не допускает размещение с четвероногим спутником, директоров приходится буквально «умолять» об этом. О нарушении прав незрячих пишет и Денис Фёдоров: «Меня не пускают в поликлинику Чишминской ЦРБ с собакой-проводником, говорят, указание Минздрава РБ». Участники круглого стола признали: это дискриминация по признаку инвалидности.
«Собака-поводырь – это, по сути, техническое средство реабилитации: инвалид без неё передвигаться не может - это как костыль, как коляска» - подчеркнул Флюр Нурлыгаянов.
Есть вопросы и к размеру денежной компенсации за содержание собаки-поводыря: на сегодня она составляет 34 тыс. руб. в год, хотя реальные расходы (питание, уход, ветобслуживание и пр.) – примерно в четыре раза выше. Участники круглого стола сошлись во мнении, что, поскольку в Башкирии всего 32 собаки-поводыря, возможности республиканского бюджета позволяют хотя бы частично возместить эту разницу.