Примерное время чтения: 8 минут
27902

Единство без равенства. Почему 4 ноября не стал праздником в Башкирии

Артем Илошваи / АиФ

4 ноября жители нашей республики, как и всей страны, отмечают День народного единства. В России его учредили ещё в 2005 году, но традиции празднования так и не возникло.Философ и публицист Рустем Вахитов в интервью UFA.AIF.RU рассуждает о том, почему так произошло.

Рустем Вахитов
Фото: Из личного архива/ Рустем Вахитов

Досье
Рустем Вахитов родился в 1970 году в Уфе. Окончил Башкирский государственный университет. Кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии БашГУ, публицист. Член Союза писателей РБ и РФ.

Верный народ

Игорь Егоров, UFA.AIF.RU: Рустем Ринатович, башкиры, как известно, входили в состав народного ополчения 1612 года. Как вы оцениваете уровень их участия в тех событиях? Было ли это для них повинностью или они действительно хотели воевать в одном строю с русскими?

Рустем Вахитов: Сам факт участия башкир в ополчении 1612 года уже говорит за себя. Здесь мы не должны вдаваться в какие-то схоластические тонкости. Если бы у них не было заинтересованности в том, чтобы находиться в составе русского государства, то это выразилось бы в определённых действиях. Мы знаем, что в XVII-XVIII веках отношения между властью и башкирами были не очень простые. Достаточно вспомнить восстания, которые в то время происходили. Но все это не мешало им оставаться верноподданным народом. Свою верность они проявляли всегда – и в борьбе с поляками, и потом с французами. Другое дело, как они сами трактовали свое нахождение под властью Москвы.

Справка
День народного единства учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник ознаменовал окончание Смутного времени в России.

– Вы упомянули про восстания, в которых участвовали башкиры. Эти возмущения основывались на межнационациональных конфликтах или носили чисто социальный характер?

– Дело в том, что мы живем с вами в эпоху национализма и думаем, что так было всегда. Специалисты в области культуры и нациеведения (Эрик Хобсбаум, Бенедикт Андерсен) так не считают. Они утверждают, что феномен нации возник сравнительно недавно. Это гражданское сообщество, которое пронизано идеологией, имеет школы, печать, СМИ и т.д. В XVII веке даже французы и англичане не ощущали себя нацией. Что же говорить про русских, башкир или татар? Русская нация возникает вместе с появлением русского литературного языка в конце XVIII – начале XIX века. Это, конечно, не значит, что русского народа не было. Но тем не менее существует принципиальная разница между народом и нацией. В Средневековье не было наций, поэтому трактовать башкирские восстания в рамках национализма не имеет смысла. В своих возмущениях башкиры добивались социальной справедливости, восстановления вотчинных прав, выступали по религиозным мотивам. Но никак не по национальным. Сами истоки национализма следует искать в эпоху реформ Александра II. В 1860-х годах в России началось развитие капитализма. Общество стало бурлить. Началась урбанизация, миграция населения, стало распространяться просвещение. Одновременно пробудились тенденции к национальному самосознанию. Они коснулись не только башкир, но и других народов Российской империи. Это была общая черта для того времени.

– На ваш взгляд, в современных учебниках достаточно ли хорошо освещено участие коренных народов, в том числе башкир, в событиях 1612 года?

– Не могу ответить на этот вопрос, я не историк. Могу лишь сказать, что поскольку Россия является многонациональной страной, то и в пособиях должно отражаться участие всех коренных народов страны. Это очень важно. Я думаю, что каждый народ должен гордиться тем, что его предки внесли вклад в победу над фашизмом, над теми же польскими интервентами.

– А как это еще должно освещаться, кроме учебников?

— Должна быть выстроена целая национальная политика – фильмы, художественные произведения. Если говорить о современности, то компьютерные игры, исторические сайты, интерактивные музеи. Главное – чтобы это было интересно подрастающему поколению. Вот недавно меня обескуражило высказывание рэпера Моргенштерна про празднование 9 мая. Зачем якобы страна тратит на это огромные деньги, миллионы. Я все понимаю, чтоон принадлежит к поколению 90-х – того времени, когда страна многое упустила. Но, мне, как внуку ветерана войны, это больно слышать. Видимо, мальчик по имени Алишер не понимает суть Великой Победы, спасшей наши народы от уничтожения, или хочет словить очередной хайп.

Праздник без традиции

– Рустем Ринатович, почему для празднования Дня народного единства была выбрана именно эта дата? Ведь история знает немало других событий, в пользу которых можно было бы сделать выбор. Например, Куликовская битва или Бородинское сражение.

– Честно, тоже этого не понимаю. К 4 ноября я отношусь с немалой долей скептицизма. Это, конечно, очень важная дата в нашей истории. Она достойна, чтобы о ней помнили, про нее говорили. Но превращать её в центральную не имело смысла. Мне кажется, что здесь власть проявила эксплуататорское отношение к истории.

Праздник должен опираться на традицию. У нас же ее нет.
АиФ

Был всегда праздник 7 ноября. В этот день произошла социалистическая революция, второй съезд Советов провозгласил российскую советскую республику. А РФ является наследницей РСФСР. Ну вот нашему руководству захотелось его вычеркнуть. Оно стало искать замену. И тут Минину и Пожарскому не повезло, так как ближайшей датой оказалось 4 ноября. В итоге ничего хорошего мы не получили. Люди до сих пор не понимают, что они празднуют, воспринимают это как обычный выходной день. Праздник должен опираться на традицию. У нас же ее нет.

– Как известно, в 1990-е годы была попытка создать День согласия и примирения. Почему этот праздник так и не прижился?

– Сама идея была неплохая. В конце концов советская история сама к этому пришла. Взять хотя бы, к примеру, возвращение в национальный пантеон Пушкина, Лермонтова, Суворова в 1930-40-х годах. В 1920-е, в годы левацких перегибов, их же объявляли крепостниками. Нужно было эту тенденцию согласия и примирения продолжать развивать и дальше. Но мы в итоге получили либеральный радикализм, нигилизм 90-х годов, который решил стереть из народной памяти праздник 7 ноября.

«Нет единения с Дерипаской»

– Получается, что за 16 лет своего существования 4 ноября так и не стал настоящим всенародным праздником?

– Я думаю, что да. Во-первых, нет традиции празднования. Например, раньше 7 ноября воспринимали как свой, народный праздник. Я же прекрасно помню то время. Сейчас россияне, увы, вовсе не едины. Существует огромная пропасть между бедными и богатыми. Честно говоря, современная Россия по социальному неравенству обошла даже Америку. У нас есть главы корпораций, которые в день получают по 2 млн рублей. Их официальный заработок в месяц – 60 млн рублей. А есть те, кто получает 7-10 тыс. рублей. В США и Европе таких разрывов давно нет. И когда нам власти говорят, что давайте в честь народного единства учредим праздник, это звучит как-то лицемерно. Не чувствует наш народ единения с Олегом Дерипаской или Алишером Усмановым.

– А есть ли такое, что может объединить наших людей – и бедных, и богатых?

–Духовные и материальные факторы очень взаимосвязаны. Одно без другого сложно представить. У нас говорится очень много правильных слов. Что надо создать национальную идею, пропагандировать российскую историю, ее героев. Но все это должно иметь какую-то материальную базу. Трудно людям ощущать единство, когда между ними огромное имущественное, финансовое, материальное неравенство. Нужно стремиться к тому, чтобы уменьшить эту дистанцию – ввести достойные зарплаты, пенсии. Чтобы наши олигархи не вкладывали миллиарды в зарубежные оффшоры. Практически во всех нормальных странах введены налоги на богатых. За счет этого идет поддержка бедных, малоимущих граждан. У нас пока всего этого нет.

Сохранится ли праздник

– У нас в республике проходят флешмобы, парад национальных костюмов. Это как-то помогает объединить народ?

– Против национальных костюмов ничего не могу сказать. Почему бы и нет? Нужно сохранять традиции народа. Главное, как это подается. Но вопрос опять-таки во многом стоит в материальной базе. Есть хорошая русская поговорка: «сытый голодного не разумеет». Как может объединить актер в национальном костюме бедного и богатого?

– Какова перспектива развития Дня народного единства? Есть у него будущее?

– Думаю, что нет. Как церковный праздник он будет существовать. Мы же знаем, что 4 ноября отмечается еще и как день Казанской иконы Божьей матери. Но как светский он просуществует до той поры, пока не изменится нынешний курс государства. Снизу-то поддержки никакой нет. Кто выйдет на улицы 4 ноября? Много ли из них будет тех, кто будет участвовать в флешмобах добровольно, по велению сердца? Думаю, что нет. Выходят в основном бюджетники и те, кому прикажут, дадут разнарядку.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах