С 15 октября в Башкирии работает система «Инцидент-менеджмент» - специальная программа, которая отслеживает посты в социальных сетях. Программа настроена так, что ищет важные для властей сообщения, которые могут сигнализировать о проблемах. Она отлавливает такие темы и направляет их оператору в регионе. Он рассылает по ведомствам, которые должны в кратчайшее время отреагировать на сообщение и дать ответ.
По данным властей, в Башкирии каждый день около 500 тысяч человек что-то пишут в социальных сетях, поэтому, как заметил врио главы Башкирии Радий Хабиров, «мы должны быть там, где жители выражают своё мнение». Именно в соцсетях формируется позитивное или отрицательное отношение к властям.
Сам врио – активный пользователь соцсетей. На страницах он выражает мнение касательно основных событий дня, делится впечатлениями от поездок, позволяет и личные посты.
UFA.AIF.RU выяснил, как чиновники на местах отреагировали на призыв быть ближе к народу в сети, проанализировав аккаунты нескольких глав районов и городов, к которым, как правило, больше всего возникает вопросов у населения. Мы взяли за основу соцсеть «Вконтакте», в которой, по данным властей, возникает больше всего «инцидентов-обращений».
Есть контакт
Мы нашли нескольких глав районов, которые уже давно присутствуют в соцсетях и чувствуют себя там довольно уверенно, стараясь преподнести себя не только как чиновника, но и как интересного человека.
К числу таких можно отнести аккаунт главы Кармаскалинского района Альфира Сабирова. В сети с 2012 года. Но если раньше он чаще всего делал репосты полезной информации (упражнения для глаз, борьба с клещами, признаки инсульта и т.д.), то после того как возглавил район (Альфир Сабиров занял должность в октябре), сразу оживил страницу рабочей информацией. В основном, описывает текущие в районе события. Пишет от первого лица, добавляет эмоций. Но большим количеством друзей он пока похвастаться не может, поэтому и бурных обсуждений на его странице не наблюдается, хотя посты для комментариев открыты.
Активный пользователь соцсетей и глава Белебеевского района Азат Сахабиев. Ведет аккаунт давно, но раньше превалировала официальная информация, видимо, скопированная с сайта администрации: «Сегодня состоялся конструктивный разговор в режиме круглого стола с представителями белебеевских общественных организаций…» и далее в таком духе. С декабря появилось больше постов, написанных «по-человечески» - от первого лица и простым языком. Так, он спросил у жителей, что бы они хотели видеть на месте хоккейной коробки в Белебее, которую надо перенести. И получил большое количество комментариев, репостов. В плюс главе – сам отвечал на некоторые комментарии.
Новый глава Абзелиловского района Ильдар Нафиков (занял должность в октябре, ранее работал директором санатория), ведет свою «социальную жизнь» с 2015 года. И это по-настоящему личный блог. Друзей больше двух тысяч. Посты короткие и простые. Под фото с кипой документов пишет: «Работы - много, а бумаг - ещё больше!», новость об открытии в МФЦ электронной очереди просит прокомментировать - действительно ли ускорилась работа, выкладывает фото и впечатления из рабочих поездок и встреч. Но возможность комментирования постов для тех, кто не в друзьях, закрыта.
Пожалуй, наиболее продвинутый в социальных сетях – это Николай Самойленко, возглавивший Иглинский район в начале декабря. Наиболее активен он в Facebook, но в «Вконтакте» у него тоже большое количество друзей, постов, которые он пишет понятным языком. Озвучивает наиболее важные проблемы, волнующие население, и рассказывает, как будет их решать. Так, придя на должность, он сразу сообщил, что будет держать на контроле вопрос с отключениями электроэнергии и сбоями в работе транспорта – это те темы, за которые на оперативных совещаниях в правительстве доставалось бывшему главе района. Только возможность комментирования постов на его странице закрыта. Однако он завел ещё и группу имени себя, где жители могут высказываться.
Новички социальных сетей
Часть районных глав только-только начала осваивать соцсети, по директиве сверху. И это видно сразу.
Новичком в соцсетях является глава администрации Уфы Ульфат Мустафин. Он завел аккаунты на всех площадках – Facebook, Instagram, «Вконтакте». Сообщения появляются регулярно, оформлены доступным языком, на комментарии отвечают в основном аккаунты районных администраций. Но понятно, что далекий от социальных сетей чиновник ведет страницу не сам, поэтому нет высокого уровня доверия к постам.
Глава Чишминского района Флюр Уразметов создал страницу «Вконтакте» в начале декабря и предупредил, что будет вести сам, поэтому ответы могут запаздывать. Друзей за это время набралось чуть больше 400, появилось 14 постов. Содержательными их назвать сложно – выглядят как уменьшенные версии информаций, опубликованных на официальном сайте. Тот же чиновничий язык, пусть и от первого лица. В плюс к репутации – открытые комментарии. Судя по активности чишминцев, спрос на диалог высокий. И иногда Флюр Зинурович на вопросы населения отвечает. Если такой формат общения будет развиваться или хотя бы поддерживаться, то есть шанс, что страница главы станет хорошей площадкой для обсуждений.
Глава города Салавата Фарит Гильманов завел страницу еще в 2016 году, но она пустовала. А с декабря стала резко пополняться сообщениями. Сообщения короткие, по существу. «По улице Пушкина, одна из ламп смотрит в небо, а лучше бы на дорогу», - написал ему в комментариях один из салаватцев. «Электросетям дано указание !!!», - отвечает ему чиновник. Часть других сообщений тоже не остается без внимания.
Исполняющий обязанности главы Баймакского района Фанис Аминев тоже новичок в социальных сетях. Его страница «Вконтакте» появилась только 4 декабря. За короткий срок у него в друзьях оказались более 3 тысяч человек. Посты обновляются, но тоже напоминают сводки с сайта администрации. Население пишет активно, на комментарии отвечает аккаунт администрации Баймакского района.
Фанзиль Чингизов недавно возглавил Гафурийский район, жители которого очень активны в социальных сетях. Чего не скажешь о руководителе. Он завел страницу тоже только пару недель назад. Посты есть и даже от первого лица, но вряд ли Фанзиль Фаизович пишет их сам. Стиль изложения сухой и скучный. На комментарии гафурийцев никто не отвечает. Аккаунт ведется добросовестно, но создан для галочки.
Такая же картина со страницей главы Ишимбайского района Марата Гайсина. Аккаунт создали, честно наполняют, но личность главы в нем сложно увидеть. Однако плюс сотрудникам - они взяли на себя труд отвечать на вопросы населения. Так, жительница Ишимбая спросила о судьбе автовокзала, который якобы закрылся. Уже через два часа ей был дан развернутый ответ, правда, оформленный тем же чиновничьим языком, который еще надо долго расшифровывать.
В целом можно только порадоваться, что теперь появился такой источник информации, благодаря которому можно даже узнать, что изобразил художник на ледовой скульптуре. Так, ишимбаец поинтересовался, что за безобразная ледяная скульптура на горке возле ДК Кирова» и приложил фото, на котором можно разглядеть изображение черепа. И пригрозил, что напишет на странице Радия Хабирова, если не получит ответ.
«На данной скульптуре художником была изображена сцена из знаменитого шекспировского «Гамлета», - разъяснил глава ничего не понимающему в искусстве жителю.
Есть руководители, которые отнеслись к требованию наладить диалог в социальных сетях совсем формально. Так, глава Уфимского района Вилорий Угаров аккаунт создал 3 декабря, там пока только два поста, но даже под ними уже образовалось множество комментариев от населения. Один из вопросов глава прокомментировал, но не более.
Таким образом, аккаунты большинство глав создали и стараются вести страницу регулярно, наполняя его либо откровенными переписками сообщений с сайта администрации, либо адаптированными, как научили сотрудников во время обучения – от первого лица, более простым языком.
Однако очевидно, что лично осваивать такой канал общения с населением готовы не все. Если в какой-то момент контроль за деятельностью чиновников в соцсетях ослабнет, эти аккаунты немедленно вымрут.
-
Улучшилась ли работа с населением с появлением чиновников в соцсетях?
-
12%Да, я теперь оперативно получаю ответы на свои вопросы.
-
81%Нет, ничего не изменилось
-
7%Главы нашего города (района) нет в социальных сетях
-