Праздник 8 Марта появился более века назад как символ борьбы за права женщин. Законом декларируется гендерное равенство, но у феминисток на этот счёт своё мнение. Поэтому фемдвижение, зародившееся ещё в античности, набравшее силу в XVIII веке и окончательно оформившееся в середине прошлого столетия, живо и сегодня. О том, за что воюют современные амазонки, почему они добиваются права работать в шахте, но уходить на пенсию раньше мужчин, рассказала уфимка Динара Кашапова.
Пробел в воспитании
Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: Динара, вы позиционируете себя как либеральную феминистку. Что это значит? Много в Башкирии ваших единомышленниц?
Динара Кашапова: Феминизм многогранен: в движении есть радикалы, анархо- и даже экофеминистки. Мы, последовательницы либерального направления, не мужененавистницы, но выступаем за равные права для всех, независимо от пола. К этой идее я пришла с детства: у меня два младших брата, и мы всегда были на равных: я играла с мальчишками в футбол, они со мной в куклы. Проблема в том, что неравноправие нам внушают с детства: девочек часто воспитывают как подчинённую личность, слабый пол. Им предписывают играть в куклы, а потом удивляются, почему среди женщин мало технарей. Может, не делить игрушки по половым признакам, а предложить девочке конструктор – пусть решит, что ей интереснее. Мальчики тоже могут играть в куклы, это сформирует чувство ответственности, научит заботиться о близких. Активных феминисток, например, в Башкирии немного, может быть, десятки, гораздо больше разделяющих наши взгляды, но открыто о них не заявляющих. Сужу об этом по общению с подругами, знакомыми, которые во многом согласны со мной.
– Считаете себя идейной последовательницей тех, кто в начале ХХ века боролся за равноправие женщин? Как относитесь к гендерным праздникам?
– Да, считаю, что правом работать, учиться, выходить замуж по любви, участвовать в выборах и др. современные женщины обязаны именно тем, кто начал борьбу за равноправие более 100 лет назад. Сама поздравляю знакомых с международным мужским днём, который отмечается в ноябре, а с 23 февраля – только служивших в армии. 8 Марта мне приходят поздравления с днём весны и красоты, но я в ответ стараюсь донести до человека, что это день борьбы женщин за равноправие и не стоит это забывать. Свои поздравления женщинам формулирую так же.
Мнимое равноправие
– Чего добиваются современные феминистки?
– Равноправие закреплено в Конституции, но мы знаем, как соблюдаются законы. Например, в России существует список из 456 профессий, запрещённых для женщин. Нас не берут работать машинистами метро, шахтёрами, пожарными, водолазами. К счастью, перечень недавно пересмотрен и с 2021 года в нём останется менее 100 видов работ и должностей. Ограничивая права женщин, государство лицемерно прикрывается заботой о нашем здоровье, но я считаю, что на деле это ограничение доступа пусть к тяжёлым, но высокооплачиваемым должностям. Следствием этого стало то, что во всём мире женщины зарабатывают меньше мужчин, в России эта разница составляет 30%.
– А вы сталкивались с гендерной дискриминацией?
– Я работала помощником директора завода, занималась подбором кадров. Нам требовался инженер, но девушек на эту должность брать не хотели: якобы с ними будет трудно, начнутся капризы, потом уйдут в декрет. Я настояла на том, что женские резюме отбрасывать не буду. Решили попробовать и в итоге взяли девушку, которая отлично справилась с обязанностями. Вспоминая ту ситуацию, ловлю себя на мысли: «Что, если бы я не отстояла свою позицию?». Впоследствии главный инженер, очень довольный талантливой сотрудницей, заявил, что девушки работают лучше, будем рассматривать только их. Но я лишь посмеялась и попросила его не ударяться в крайности: нужно смотреть на профессионализм, а не на пол.
Был ещё случай: на руководящую должность рассматривали женщину с большим опытом, владеющую специальными программами, и молодого мужчину, уступавшего ей в профессионализме. Начальство склонялось ко второму кандидату лишь потому, что руководить предстояло мужским коллективом. Шеф утверждал, что женщина «не потянет» эту должность. Я возражала: соискательница ранее руководила большим коллективом, имеет глубокие знания, опыт. В итоге её приняли на работу, что логично, ведь она оказалась для компании полезнее.
– Феминистку оскорбит, если мужчина пропустит её вперёд, уступит место в транспорте, поможет нести тяжёлую сумку?
– В моей картине мира нормально, когда люди помогают друг другу. Это элементарная вежливость: если я вижу усталого мужчину, возвращающегося с работы, уступлю ему место.
– Мужчинам живётся непросто, на пенсию они выходят позже, умирают раньше. Может, женщинам накинуть ещё пять лет, чтобы уравнять шансы?
– Сочувствую мужчинам, многие из них не доживают до выхода на заслуженный отдых, особенно после изменения пенсионного возраста. Не думаю, что нужны новые повышения, тем более на женщин ложится основная нагрузка по уходу за детьми, их воспитанию. Лучше создать условия для сохранения здоровья всех граждан. Да, женщины раньше выходят на пенсию, но многие продолжают работать, поскольку на выплаты от государства прожить всё сложнее. Здесь нужно учитывать тот факт, что на женщине годами лежал труд по воспитанию детей, и несколько лет преимущества ранней пенсии, думаю, справедливы.
– А как насчёт службы в армии? Были бы не против отдать долг Родине, проведя год в казарме и на учениях?
– Подростком я мечтала служить в армии, но, повзрослев, изменила свои взгляды. Сейчас я против насилия и войн, не хочу учиться убивать людей и пользоваться оружием. Я считаю, что государство должно отказаться от призывной армии в пользу контрактной. Не все мужчины хотят служить, но есть женщины, которые хотели бы, нужно это учитывать. Если уж вооружённые силы необходимы, пусть там служат специально обученные люди вне зависимости от пола и получают за это вознаграждение.
Кто в доме хозяин?
– Кто, по-вашему, должен быть главным в семье?
– В студенческие годы, общаясь с подругами, я не понимала, почему в общении с мужчинами девушки ставят себя на вторые роли, готовы уступить, первыми пойти навстречу. Я считаю, что брак – союз равноправных людей, это же касается распределения домашних обязанностей. Почему готовить должна именно женщина? Пусть это делает тот, кто умеет и любит. В любом случае, каждый человек должен уметь себя обслуживать в быту. Не понимаю, как в современном мире можно делить обязанности на мужские и женские, тем более в городе. И мужчина, и женщина должны делать равный вклад в устройство совместного быта.
– В последнее время в обществе активно обсуждается закон о домашнем насилии, вынесенный в Госдуму. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Нас беспокоит эта проблема, феминистки решительно выступают за принятие закона, защищающего женщин, поскольку, по статистике, многие из них гибнут или становятся инвалидами именно из-за рукоприкладства мужей. В последнее время несколько таких чудовищных фактов, в том числе история сестёр Хачатурян, стали достоянием общественности. Удивляют противники такого закона, боящиеся, что он разрушит семью, получается, они защищают тиранов, опасаясь, что у них отберут право бить жён и детей.
– Некоторые политики призывают разрешить многожёнство, а как вы относитесь к многомужеству?
– Любые отношения предполагают душевный труд, не думаю, что женщина или мужчина способны заботиться о нескольких партнёрах одновременно и искренне любить их. В любом случае кто-то из участников таких отношений будет чувствовать себя обманутым.
– Насколько я знаю, вы пока не замужем. Родители не призывают бросить феминистские штучки и стать «как все»?
– Считаю, они стали деликатнее относиться к моей личной сфере. Впрочем, встречаются бестактные люди, которые, ничего не зная о моей жизни, раздают подобные советы. Что значит быть «как все»? Феминистки не против брака, института семьи. Мы хотим, чтобы два равных человека в этом союзе поддерживали друг друга, шли к общей цели, вместе воспитывали детей.
– Религия, как известно, не одобряет равноправия. Не призываете «свободных женщин Востока» избавиться от платков и хиджабов?
– Я атеистка и считаю, что религиозным женщинам сложнее выступать за свои права, тем более священные книги декларируют мужское превосходство, оставляя женщинам одни обязанности и удел «бояться мужа своего». Хотя религиозные мужчины тоже ограничены в желаниях и поступках определёнными рамками – в этом их несвобода. «Освобождать» кого-то я не стремлюсь – не имею привычки приставать к незнакомым людям и в чём-то их разубеждать. Если человек пришёл к вере, значит, у него была такая потребность. В моём окружении религиозных фанатов нет. Показная религиозность нехарактерна для нашего общества и местной тюркской традиции. Моя прабабушка, будучи верующей мусульманкой, никогда не надевала хиджаба, носила не очень длинные платья с коротким рукавом.
– Как же тогда пропагандируете свои идеи?
– Прежде всего поведением на работе, в отношениях с людьми. Участвуем в конференциях, проводим просветительские мероприятия, такие как фестиваль «ФемБайрам». Ближайший намечен на 8-9 марта, он будет вторым по счёту, я планирую выступить на нём, рассказать о трудовой дискриминации. Обычно подобные мероприятия собирают десятки человек – они общаются, слушают лекции, участвуют в обсуждениях. Приходят и мужчины, разделяющие наши взгляды, понимающие, что равноправие – это благо для всех.