Примерное время чтения: 6 минут
421

Урок труда. Где находят рабочие кадры в Башкирии в «офисную пандемию»

О том, чем сегодня дышит отрасль российского просвещения, отвечающая за подготовку рабочих кадров, интервью UFA.AIF.RU с известным башкирским общественником, руководителем Туймазинского индустриального колледжа Олегом Гайсиным.

Олег Гайсин
Олег Гайсин Фото: АиФ

Прожить на стипендию

Алексей Шушпанов, UFA.AIF.RU: - Олег Альвиртович, в советские времена, да и сегодня учитель труда находится на последней ступени педагогической иерархической лестницы. Как у нас в школах обстоят дела с трудовым обучением?

 – Как ни странно, неплохо. Хотя, конечно, есть над чем работать. Например, в республике планируется открытие 175 центров «Точка роста», которые представляют собой принципиально новое образовательное пространство, в том числе и по предмету «Технология». Учебное оборудование уже поступает.

- Как финансируется приобретение инструментов? Правда, что даже молотков на уроках труда не хватает? Откуда берётся материал для поделок?  

- Бюджеты муниципалитетов, через которые идет финансирование общеобразовательных школ, небогаты. Сразу оснастить современным оборудованием более 1500 школ республики нереально. Даже с помощью республиканского и федерального бюджетов. Хорошо, когда у школы есть спонсоры, шефы, которые помогают расходным материалом, инструментом. Но это скорее исключение, чем правило.

- В СССР у пэтэушников был льготный проезд, форма, бесплатное питание, стипендия, льготы при поступлении в вузы. А сейчас?

- Системы начального профессионального образования в Башкирии уже нет. Есть среднее профессиональное образование, где готовят технологов и рабочие кадры. Льготный проезд, форма, спецодежда и стипендии для ребят существуют и поныне. Кроме стипендий за хорошую и отличную успеваемость, сиротам выплачивается социальная стипендия. Для колледжей её размер 730 рублей. Студенты, оставшиеся без кормильцев, претендуют на пенсию 5-10 тысяч рублей. То же самое с питанием. Бесплатно оно для самых незащищённых категорий ребят -  сирот, льготников, инвалидов. Сейчас практически каждый колледж заключил договор о сокращенной форме обучения в профильном вузе.

-  На эти деньги в наше время реально прожить сироте и получить «путёвку в жизнь»?

- Ну не все так хорошо, конечно. Есть проблемы. Например, нужно вернуть бесплатное питание для всех учащихся колледжей, как это раньше было в профтехучилищах. В советские времена ПТУ выполняли важную социальную функцию, в короткие сроки обеспечивали молодежь работой, куском хлеба. По большому счету, и сейчас колледжи работают в этом же ключе.

Питанием в СССР обеспечивали всех без исключения учащихся ПТУ. Хорошо бы такую практику возродить. Наш контингент - это в первую очередь ребята из малообеспеченных семей, где каждая копейка на счету.

Главное - заработок

- Складывается впечатление, что вся молодёжь у нас стремится в менеджеры, юристы и экономисты. В крайнем случае - в инженеры. А в рабочий класс - те, кто не поступил.

- Ситуация уже меняется. Сейчас для молодых людей приоритетом является не диплом о высшем образовании, а стабильная работа с высокой оплатой труда, с обучением в короткие сроки. Этим колледжи и привлекают вчерашних школьников. В этом году в уфимских колледжах на профессии, связанные с программированием, графикой конкурс доходил до 20 человек на место. В то же время, на профессии «сварщик», «электромонтер» - в среднем два человека на место.

- Насколько вообще востребованы рабочие профессии? Ведь всё больше комплектующих и запчастей возят из Китая.

- Практически любое производство испытывает кадровый голод в рабочих: это сварщики, электрики, каменщики, слесари. Заводы готовы вкладываться в подготовку рабочих кадров для собственных нужд совместно с колледжем - платить персональные стипендии, оплачивать питание, повышать квалификацию за свой счёт. Многие производства создают совместные с учебными заведениями площадки по обучению студентов практическим навыкам профильных специальностей.

К примеру, наш профориентационный проект «Алтын кулдар - Золотые руки» успешно работает уже пять лет. Мы начинали с одного направления - «Основы евроремонта». Партнером этого направления у нас стала международная кампания, которая обеспечила расходным материалом, инструментами, спецодеждой. В начале реализации проекта мы переживали, как отнесутся родители школьников к такому виду профориентации. Но переживали зря, родители поддержали. Теперь через 10 видов профессиональных проб проекта каждый год проходит более 500 ребят из Туймазинского района. Это целая педагогическая система, заточенная под осмысленный выбор школьником будущей профессии. В неё входит консультация психолога, тестирование, анкетирование, профессиональная проба, экскурсии на промпредприятия, участие в различных конкурсах и соревнованиях по профилю проекта. Два года сотрудничаем с детсадами города - проводим мероприятия-презентации рабочих профессий, актуальных для рынка труда.

- Малышам, вроде бы, ещё далеко до выбора жизненного пути?

- Согласен, ещё далеко. Но именно в этом возрасте они живо интересуются происходящим вокруг них, у них формируются ценностные ориентиры.  У нас такую  работу ведут волонтеры-студенты колледжа. Получается взаимополезное занятие.

- По вашим ощущениям насколько местная власть, муниципалитеты, республика настроена на реальное развитие профобразования?

- Если сравнивать обстановку пять лет назад и сейчас, то прогресс налицо. Особенно на уровне республики. С муниципалитетами – сложнее. Ведь раньше профориентацией школьников как системным явлением никто особо не занимался. Сейчас пришли федеральные и республиканские деньги на финансирование среднего профессионального образования. Но, с другой стороны,  у абсолютного большинства муниципалитетов даже соответствующая строчка расходов  в бюджете отсутствует. Очень надеюсь, что в скором времени всё изменится.

- А с чем вы связываете инертность чиновников на местах?

- До сих пор бытует мнение, что кадровая проблема  должна решаться за счет  предприятий и бизнеса.  И у муниципалитетов, за редким исключением,  денег на эти, в их понятии, «шалости» нет. А чиновники привыкли к указаниям «сверху». Скажут, сделаем. Пока не сказали...

Досье
Олег Гайсин, родился в Туймазах 3 августа 1968 года. В Бирске окончил факультет биологии Башкирского педагогического института. С 2011 года работал замдиректора Туймазинского индустриального колледжа, с сентября 2020 года – и.о. директора. Эксперт в сфере профессионального образования.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах