Почему растут цены на бензин в Башкирии и ждать ли дальнейшего повышения?
Отвечает экономист Всеволод Спивак:
«Самая очевидная причина повышения стоимости ГСМ на розничных заправках — это рост оптовых цен. Биржевые цены на бензин обновили исторические максимумы. К примеру, цена на бензин марки АИ-95 приближалась к цене 70 тысяч рублей за тонну. Поэтому винить в высоких ценах непосредственно розничные сети АЗС- не совсем корректно. Уверен, что, даже несмотря на повышение отпускных цен, многие АЗС сейчас работают в убыток. Правда, надо сделать небольшую поправку – большая часть ГСМ в рознице продаётся через сети, которые входят в состав вертикально-интегрированных компаний.
Но почему растут оптовые цены?
Здесь тоже есть очевидный, но поверхностный ответ. На внутреннем рынке это происходит вследствие того, что резкое падение курса рубля привело к возникновению диспаритета между ценами внутри России и теми ценами, за которые можно экспортировать бензин. За прошедшее с июня прошлого года время курс доллара вырос почти на 60% и даже с учетом обусловленных санкциями трудностей с экспортной логистикой, дисконтами для покупателей и резким удорожанием фрахта, страхования и проведения платежей продажа на экспорт стала выгодней, нежели на внутреннем рынке.
Более же фундаментальный ответ на вопрос о причинах роста цен на бензин на внутреннем рынке заключается в том, что темпы роста дефицита федерального бюджета заставляют правительство изыскивать пути для пополнения доходной части бюджета. Так, к примеру, заявлялась о сокращении выплат по демпферному механизму (правительство компенсировало нефтяникам часть ценовой разницы между экспортными ценами и ценами на внутреннем рынке, в тех случаях, когда экспортные цены превышали внутренние). Насколько я знаю, сокращение демпферных выплат перенесли на осень, но само объявление о сокращении уже способствовало нарушению ценового баланса. Также правительство сократило максимальный дисконт для расчета и в целях определения налогооблагаемой базы экспортной цены нефти марки Urals, что является косвенным повышением налогов на нефтяников. Обсуждается также участие нефтяной отрасли в выплате разового «налога на счастье». То, что правительство изымает различными механизмами у нефтяников, они, с негласного позволения, вынуждены компенсировать на внутреннем рынке путем повышения цен.
Если говорить о перспективах, то в случае, если правительство не откажется от планов сокращения демпферных выплат, осенью можно ждать дальнейшего роста цен на ГСМ.
В Башкирии в настоящий момент розничные цены ниже среднероссийских. С одной стороны, это кажется абсолютно логичным, так как в Уфе расположен крупный куст нефтеперерабатывающих заводов и наш регион не только полностью обеспечивает свои потребности в бензине и дизеле, но и продаёт ГСМ в другие регионы и страны. С другой стороны, долгое время рынок Башкирии был закрыт для «варягов» и, пользуясь этим, наши нефтяники устанавливали цены выше средних по стране. В настоящий момент ситуация изменилась».