В этом году кинопроизводство в Башкирии отметило своё 30-летие. За это время башкирскому кино, действительно, удалось сделать рывок: не только получать регулярное финансирование на фильмы, но и начать показы в кинотеатрах.
Затянули начало
В первые годы киностудия специализировалась лишь на документальных фильмах преимущественно по национальной тематике («Ишмулла Дильмухаметов», «Зайнаб Биишева», «Акмулла», «Заки-Валиди Тоган», «Гаскаров», «Северные амуры», «Курай» «Всемирный Курултай башкир», «Праздник со слезами на глазах» и другие).
С 1994 года начался выпуск анимационных работ. Первые художественные короткометражки – «Стеклянный пассажир» Булата Юсупова и «Две далёкие близкие зимы» Ильдара Исламгулова вышли только в 1996 году. А первое полнометражное кино («Радуга над деревней») – в 2001-м. Кинематографисты и сами жаловались, что никак не могут поднять с колен национальный кинематограф. Средства не выделялись, большое кино можно было выпустить лишь одно раз в два-три года, условий для проката хотя бы на территории республики не было совсем.
На пустом месте
В одном из интервью «АиФ» режиссёр Айсыуак Юмагулов признавал:
«У нас же студия создавалась на пустом месте. Её основатели пришли с телевидения, а это всё же не кино. Сегодня (в 2010 году. – Ред.) годовой бюджет киностудии – 32 млн рублей. Это при том, что средний бюджет российских фильмов от 3 до 5 млн долларов (!), а фильм с бюджетом менее 1 млн долларов считается малобюджетным. Деньги, получаемые киностудией, уходят на коммунальные услуги, зарплату, пару короткометражек или один малобюджетный фильм и пару мультфильмов, документалистику. Хорошие большие художественные фильмы – редкость. Поэтому у нас нет постоянного производства и нет профессионалов во вспомогательных и технических составах – нужна практика. Киностудия пыталась готовить для себя кадры. Даже отправляли ребят учиться операторскому мастерству в Москву. Вернулись единицы: к выпуску все устроились в столице на постоянной, хорошо оплачиваемой работе, которую не захотели менять на призрачные перспективы в Уфе».
Грантовый «пинок»
Сделать рывок и выйти из тени американских триллеров и российских комедий помогли гранты. Режиссёры стали активно заявлять свои сценарные проекты на гранты Минкульта и главы РБ. Это помогло официально увеличить средства для киноиндустрии и найти новых мастеров. Одним из самых успешных режиссёров стал Айнур Аскаров. Начав с короткометражки «Енмеш», которая на 9 кинофестивалях была отмечена как лучшая, он продолжил работами «Мы не рабы», «Пусть ветер унесет мои слова», «Пилорама», «Из Уфы, с любовью!», «Отряд Таганок» и другими.
Фильм «Из Уфы, с любовью!» стал первым, вышедшим в российский прокат – его взяли 124 кинотеатра, а по итогам 2017 года лента получила премию «Блокбастер» как самый кассовый фильм ограниченного проката.
Сейчас Аскаров снимает «Из Уфы, с любовью-2». Производство финансируется в рамках госпрограммы «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов в РБ».
Отметим, что на гранты были сняты такие фильмы как «Бабич», «Первая Республика» (режиссер Булат Юсупов), «Етегян» (режиссер Айсыуак Юмагулов), закуплено оборудование для киностудии, создан съёмочный павильон, учреждён кинофестиваль «Серебряный Акбузат».
Поддержка молодых
В 2015 году в Башкирии впервые провели питчинг дебютантов. Новички смогли получить не только теорию от профессиональных кинематографистов, но и средства на съёмки короткометражных проектов. Сегодня имена Фарзаны Утарбаевой, Вадима Валиуллина, Динары Абдрашитовой, Лилии Янтилиной, Тимура Ганеева и других все чаще можно встретить в титрах новых амбициозных проектов и в списке участников престижных кинофестивалей.
Одним из таких форумов стал конкурс этнического кино «Серебряный Акбузат», который в 2019 году был переформатирован в фестиваль этнического и социального кино. На IV кинофоруме в Уфе было показано 48 фильмов из Австралии, Азербайджана, Армении, Индии, Китая, Мьянмы, Индонезии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Непала, Молдовы, Руанды, Узбекистана, Франции и Южной Кореи. В мероприятиях приняли участие более 30 именитых актёров, режиссёров и операторов. Почётным гостем фестиваля стал культовый польский режиссёр Кшиштоф Занусси.
Как сообщил пресс-секретарь киностудии «Башкортостан» им. А. Абдразакова Руслан Каримов, в этом году должен был состояться пятый «Серебряный Акбузат», но в связи с эпидемией коронавируса проект перенесён на будущий год.
Чего ждать?
В этом году в производстве находятся три игровых короткометражных фильма. Это «Белый-белый снег» Вилюры Исяндавлетовой, «Гильза» Динары Абдрашитовой и «Три шурупа» Романа Пожидаева, а также два документальных и один анимационный фильм. Помимо продолжения «Из Уфы, с любовью!» по госпрограммам снимается художественно-документальный фильм «А по ночам мне снятся кони» Вилюры Исяндавлетовой.
Отметим, что ранее к прокату в этом году готовились три полнометражных фильма. Звезда сериалов «Кадетство», «Папины дочки», фильмов «Сволочи» и «Ёлки» Александр Головин снялся в фильме «Буран» Айнура Аскарова о событиях зимы 2016 года. Булат Юсупов снимает «Дневник поэта» о жизни Рами Гарипова – третью часть трилогии к столетию Башкирии. А для фильма Айсыуака Юмагулова «Душа Пирата» летом 2019 года пришлось перекрывать несколько улиц в уфимской Черниковке. Картина была поддержана минкультом РФ и снималась московской киностудией.