Башкирия в числе регионов с самыми протяженными дорогами – 47 тысяч км. Это больше, чем окружность Земли. В республике высока и доля ДТП, в том числе из-за плохого состояния дорог – 142 человека погибли в 2018 году именно по этой причине. «АиФ-Башкортостан» выяснял, сколько стоит обслуживание этой широкой сети, кто виноват в том, что дороги быстро приходят в негодность и что намерены делать власти?
Плохие дороги уносят жизни
По данным Управления ГИБДД республики, в прошлом году из-за плохого состояния дорог погибли 142 человека, почти 2000 ранены. Печальную статистику нынешнего года уже пополнили 42 погибших и 533 человека, получивших травмы, – больше половины всех ДТП с начала года произошло по этой же причине: нет разметок, знаков, сами участки и обочины в ужасном состоянии. В половине случаев у детских учреждений отсутствуют дорожные знаки, ограждения и светофоры.
Определены 136 мест концентрации ДТП на автодорогах: Уфа-Бирск-Янаул, Уфа-Инзер-Белорецк, Магнитогорск-Ира, Дюртюли-Нефтекамск и Кропачёво-Месягутово.
«Мы прославились на всю Россию, у нас с 1989 года не было ремонта, даже Путину писали, - отметили жители Благовещенского района. На участке деревни Турушла – дорога смерти – два случая с летальным исходом за последние годы. После зимы и дождей она превращается в месиво. К нам ни «скорая», ни пожарные проехать не могут».
Почему разрушаются дороги и что делать?
«Муниципалитет остаётся один на один со своими проблемами. У него нет дорожного фонда, - отметил председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания Николай Хорошилов. - Нужно организующее начало. Все предложения должны исходить от Госкомтранса региона, у которого есть подведомственные учреждения и институты со специалистами. О каком ремонте и строительстве можно говорить, если качество материалов ужасное, его никто не проверяет и через год дорога опять приходит в негодность?»
Сельские жители бьют тревогу: их дороги разрушают большегрузы и лесовозы. Однако ни одна из крупных организаций не занимается их восстановлением. Одно дело – предприятие зарегистрировано и находится на территории республики, другое – принадлежит предпринимателям из соседних регионов или московским коммерсантам, поэтому власти на местах не могут на них повлиять.
Нужно скорейшее принятие программы по решению вопросов строительства и ремонта дорог местного и районного значения, пришли к заключению спикеры круглого стола, прошедшего в конце мая в Региональной общественной приёмной партии «Единая Россия». В ней нужно чётко прописать мероприятия: проектирование, бюджеты, строительство или ремонт, сроки тех или иных работ, контроль.
Сколько нужно денег?
Протяжённость дорог Башкирии - 47 700 км. Это второе место в России после Алтайского края - там 55 632 км, и первое место в ПФО – 14% сети. Только 57% всех дорог региона и половина в административных центрах отвечают нормативным требованиям, а 4500 км в райцентрах вообще не имеют твёрдого покрытия.
За состояние федеральных трасс М5, М7 и дороги до Оренбурга отвечает ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства». За региональные трассы, что соединяют крупные города и посёлки, – ГКУ «Управление дорожного хозяйства РБ». Почти 70% всех дорог занимаются муниципалитеты.
На ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения средства выделяются из регионального дорожного фонда. В 2017 он составлял 16,87 млрд руб., в прошлом – уже 19,03 млрд руб. В нынешнем выделено более 15 млрд руб. Планируется, что объёмы в последующих годах практически не изменятся: в 2020 – 17,27 млрд, в 2021 – 16,85 млрд рублей.
На строительство, ремонт, реконструкцию дорог Уфы из республиканского дорожного фонда выделяется около 2 млрд рублей.
Что считается плохой дорогой
Согласно ГОСТу, принятому ещё в 1994 году, повреждениями дорожного покрытия являются ямы, выбоины, просадки, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина – 60 см, длина – 15 см, глубина – 5 см, что подлежит ремонту в течение 5-10 суток.
Только в 2018 году сотрудники ГИБДД выписали протоколов начальникам участков за ненадлежащее содержание дорог на сумму 15 млн рублей, хотя стоимость ремонта одной такой ямы составляет чуть больше 1 тысячи рублей. Из какого кармана – личного или дорожного фонда – оплачиваются эти штрафы, если к ним ещё плюсуются суммы за гибель, получение травм различной степени водителей и пассажиров или повреждение автомобиля, информации нет.
Спасет ли разметка?
«Дорогу белилами разметят, а через неделю линия просто исчезает, - негодует водитель с 25-летним стажем Ислам Сарваров. – Это же сколько денег впустую?! На главных артериях столицы – проспекте Салавата Юлаева и трассе Уфа-Аэропорт – её до сих пор нет. А сколько ДТП случается из-за её отсутствия, я в один день две такие аварии видел.
Даже главный инспектор ГИБДД Динар Гильмутдинов не скрывает – разметок нет.
«Мы не раз предлагали все республиканские и федеральные дороги разметить термопластиком. Дорожники начали эту работу, но пока очень медленно. Термопластик, где его нанесли по всем правилам, держится уже три года, и с аварийностью на этих участках ситуация лучше», - комментировал он.
Такая разметка стоит в четыре раза дороже краски, пока её наносят только три установки в Уфе. Здесь планируется нанести более 105 тысяч кв. м: 45 тысяч кв. м – термопластиком и 60 тысяч кв. м – краской. До середины лета планируют покрыть все региональные трассы – около 2500 км. А на следующий год – на местных и межмуниципальных дорогах. На федеральных трассах дорожные линии из термопластика будут наноситься до 1 июля. Пока завершено лишь 10% от запланированных работ.
Нанесение разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и районного значения по графику должны завершить к 15 июля.
«Какие у нас остались варианты - суд? митинг?»
Наталья Караваева, уфимка:
«С какой завистью мы смотрим, как ремонтируют автомобильные дороги, особенно трассу Уфа-аэропорт! Наш двор мечтает о ремонте больше 40 лет. Он стал опасен для пешеходов дома по улице Правды, 31/2, где 129 квартир. Через него люди проходят в два детских садика и три школы. Около 10 лет назад мы начали обивать пороги кабинетов. В 2011 году партия «Единая Россия» отчиталась: всё отремонтировано. Но из восьми подъездов замостили только три, и то с провалом на входе в один из них. В мэрии ответили, что Дёмское УЖХ заявило только о них, просто не знали, сколько их в реальности.
Активисты, намыкавшись по местным чиновникам, отбили телеграмму Путину. Посыпался вал отписок: от правительства РБ, Госжилнадзора, администрации Уфы и Дёмы... Провели собрание, подали документы в программу на этот год. Мёртвая тишина. Даже уже не отписываются. Глава нашего района Сергей Плотников заявил, что двор наш «тупиковый», а посему, видимо, не достоин ремонта. Близлежащие дворы на «красной линии» за эти годы перекрыли, а некоторые даже по нескольку раз.
Замечу, что земля вокруг, включая наш двор, не размежевана, муниципальная. Мы любим свой двор, облагораживаем его: поставили газонные ограждения, скамеечки, сажаем цветы. Но покрывать асфальтом муниципальную землю жители не потянут, да и не должны. Какие у нас, жителей, остались рычаги воздействия на эту власть? Суд? Митинг?»
«Круг замыкается»
Депутат Госсобрания Рустем Мусабиров:
«На протяжении шести лет, объезжая Мишкинский и Благовещенский районы, наблюдаю одну и ту же картину: пять-семь дорог практически ни разу не ремонтировались. Население обращается в муниципалитеты, но у тех нет денег. Жители негодуют и пишут письма Путину, только их обращения спускают опять к местным властям. Круг замыкается. Считаю, нужно принять программы до 2024 года и заложить в неё бюджеты разных уровней.
Огорчает другое: без проектирования дороги нельзя ни построить, ни отремонтировать, а в районах на это нет не только средств, но и специалистов, их нужно нанимать, а это опять расходы. Кроме того, есть земли, у которых до сих пор не определён статус, они не поставлены на Кадастровый учёт. На эти процедуры уходят годы».