Башкирия в числе регионов с самыми протяженными дорогами – 47 тысяч км. Это больше, чем окружность Земли. В республике высока и доля ДТП, в том числе из-за плохого состояния дорог – 142 человека погибли в 2018 году именно по этой причине. «АиФ-Башкортостан» выяснял, сколько стоит обслуживание этой широкой сети, кто виноват в том, что дороги быстро приходят в негодность и что намерены делать власти?
Плохие дороги уносят жизни
По данным Управления ГИБДД республики, в прошлом году из-за плохого состояния дорог погибли 142 человека, почти 2000 ранены. Печальную статистику нынешнего года уже пополнили 42 погибших и 533 человека, получивших травмы, – больше половины всех ДТП с начала года произошло по этой же причине: нет разметок, знаков, сами участки и обочины в ужасном состоянии. В половине случаев у детских учреждений отсутствуют дорожные знаки, ограждения и светофоры.
Определены 136 мест концентрации ДТП на автодорогах: Уфа-Бирск-Янаул, Уфа-Инзер-Белорецк, Магнитогорск-Ира, Дюртюли-Нефтекамск и Кропачёво-Месягутово.
«Мы прославились на всю Россию, у нас с 1989 года не было ремонта, даже Путину писали, - отметили жители Благовещенского района. На участке деревни Турушла – дорога смерти – два случая с летальным исходом за последние годы. После зимы и дождей она превращается в месиво. К нам ни «скорая», ни пожарные проехать не могут».
Почему разрушаются дороги и что делать?
«Муниципалитет остаётся один на один со своими проблемами. У него нет дорожного фонда, - отметил председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания Николай Хорошилов. - Нужно организующее начало. Все предложения должны исходить от Госкомтранса региона, у которого есть подведомственные учреждения и институты со специалистами. О каком ремонте и строительстве можно говорить, если качество материалов ужасное, его никто не проверяет и через год дорога опять приходит в негодность?»
Сельские жители бьют тревогу: их дороги разрушают большегрузы и лесовозы. Однако ни одна из крупных организаций не занимается их восстановлением. Одно дело – предприятие зарегистрировано и находится на территории республики, другое – принадлежит предпринимателям из соседних регионов или московским коммерсантам, поэтому власти на местах не могут на них повлиять.
Нужно скорейшее принятие программы по решению вопросов строительства и ремонта дорог местного и районного значения, пришли к заключению спикеры круглого стола, прошедшего в конце мая в Региональной общественной приёмной партии «Единая Россия». В ней нужно чётко прописать мероприятия: проектирование, бюджеты, строительство или ремонт, сроки тех или иных работ, контроль.
Сколько нужно денег?
Протяжённость дорог Башкирии - 47 700 км. Это второе место в России после Алтайского края - там 55 632 км, и первое место в ПФО – 14% сети. Только 57% всех дорог региона и половина в административных центрах отвечают нормативным требованиям, а 4500 км в райцентрах вообще не имеют твёрдого покрытия.
За состояние федеральных трасс М5, М7 и дороги до Оренбурга отвечает ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Федерального дорожного агентства». За региональные трассы, что соединяют крупные города и посёлки, – ГКУ «Управление дорожного хозяйства РБ». Почти 70% всех дорог занимаются муниципалитеты.
На ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения средства выделяются из регионального дорожного фонда. В 2017 он составлял 16,87 млрд руб., в прошлом – уже 19,03 млрд руб. В нынешнем выделено более 15 млрд руб. Планируется, что объёмы в последующих годах практически не изменятся: в 2020 – 17,27 млрд, в 2021 – 16,85 млрд рублей.
На строительство, ремонт, реконструкцию дорог Уфы из республиканского дорожного фонда выделяется около 2 млрд рублей.
Что считается плохой дорогой
Согласно ГОСТу, принятому ещё в 1994 году, повреждениями дорожного покрытия являются ямы, выбоины, просадки, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина – 60 см, длина – 15 см, глубина – 5 см, что подлежит ремонту в течение 5-10 суток.
Только в 2018 году сотрудники ГИБДД выписали протоколов начальникам участков за ненадлежащее содержание дорог на сумму 15 млн рублей, хотя стоимость ремонта одной такой ямы составляет чуть больше 1 тысячи рублей. Из какого кармана – личного или дорожного фонда – оплачиваются эти штрафы, если к ним ещё плюсуются суммы за гибель, получение травм различной степени водителей и пассажиров или повреждение автомобиля, информации нет.
Спасет ли разметка?

«Дорогу белилами разметят, а через неделю линия просто исчезает, - негодует водитель с 25-летним стажем Ислам Сарваров. – Это же сколько денег впустую?! На главных артериях столицы – проспекте Салавата Юлаева и трассе Уфа-Аэропорт – её до сих пор нет. А сколько ДТП случается из-за её отсутствия, я в один день две такие аварии видел.
Даже главный инспектор ГИБДД Динар Гильмутдинов не скрывает – разметок нет.
«Мы не раз предлагали все республиканские и федеральные дороги разметить термопластиком. Дорожники начали эту работу, но пока очень медленно. Термопластик, где его нанесли по всем правилам, держится уже три года, и с аварийностью на этих участках ситуация лучше», - комментировал он.
Такая разметка стоит в четыре раза дороже краски, пока её наносят только три установки в Уфе. Здесь планируется нанести более 105 тысяч кв. м: 45 тысяч кв. м – термопластиком и 60 тысяч кв. м – краской. До середины лета планируют покрыть все региональные трассы – около 2500 км. А на следующий год – на местных и межмуниципальных дорогах. На федеральных трассах дорожные линии из термопластика будут наноситься до 1 июля. Пока завершено лишь 10% от запланированных работ.
Нанесение разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и районного значения по графику должны завершить к 15 июля.
«Какие у нас остались варианты - суд? митинг?»
Наталья Караваева, уфимка:
«С какой завистью мы смотрим, как ремонтируют автомобильные дороги, особенно трассу Уфа-аэропорт! Наш двор мечтает о ремонте больше 40 лет. Он стал опасен для пешеходов дома по улице Правды, 31/2, где 129 квартир. Через него люди проходят в два детских садика и три школы. Около 10 лет назад мы начали обивать пороги кабинетов. В 2011 году партия «Единая Россия» отчиталась: всё отремонтировано. Но из восьми подъездов замостили только три, и то с провалом на входе в один из них. В мэрии ответили, что Дёмское УЖХ заявило только о них, просто не знали, сколько их в реальности.
Активисты, намыкавшись по местным чиновникам, отбили телеграмму Путину. Посыпался вал отписок: от правительства РБ, Госжилнадзора, администрации Уфы и Дёмы... Провели собрание, подали документы в программу на этот год. Мёртвая тишина. Даже уже не отписываются. Глава нашего района Сергей Плотников заявил, что двор наш «тупиковый», а посему, видимо, не достоин ремонта. Близлежащие дворы на «красной линии» за эти годы перекрыли, а некоторые даже по нескольку раз.
Замечу, что земля вокруг, включая наш двор, не размежевана, муниципальная. Мы любим свой двор, облагораживаем его: поставили газонные ограждения, скамеечки, сажаем цветы. Но покрывать асфальтом муниципальную землю жители не потянут, да и не должны. Какие у нас, жителей, остались рычаги воздействия на эту власть? Суд? Митинг?»
«Круг замыкается»
Депутат Госсобрания Рустем Мусабиров:
«На протяжении шести лет, объезжая Мишкинский и Благовещенский районы, наблюдаю одну и ту же картину: пять-семь дорог практически ни разу не ремонтировались. Население обращается в муниципалитеты, но у тех нет денег. Жители негодуют и пишут письма Путину, только их обращения спускают опять к местным властям. Круг замыкается. Считаю, нужно принять программы до 2024 года и заложить в неё бюджеты разных уровней.
Огорчает другое: без проектирования дороги нельзя ни построить, ни отремонтировать, а в районах на это нет не только средств, но и специалистов, их нужно нанимать, а это опять расходы. Кроме того, есть земли, у которых до сих пор не определён статус, они не поставлены на Кадастровый учёт. На эти процедуры уходят годы».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть