Эдуард Байков – уфимский писатель, работающий в жанре фантастики, детективов и приключений. Относит себя к разряду «крепких середнячков» в издательской сфере. Считает, что часть современных писателей до сих пор являются «инженерами человеческих душ», а интерес к чтению у людей, вопреки расхожему мнению, не угасает.
Регалии не котируются
Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: Что привело вас в писательство?
– Почему фантастика и детективы? Может, так легче завуалированно показывать проблемы в обществе?
– Думаю, всё проще – не умею писать «серьезную литературу». Тянет на остросюжетные вещи. Но вы правы: действительно, в фантастике легче построить мир и рассказать о проблемах и идеях, которые тебя переполняют. В этих жанрах позволено слишком много допущений, простор для творчества шире.
– Опираетесь на современные реалии? Говорят, в одном вашем произведении узнаётся Уфа…
– Это дилогия «Рой» – постапокалиптический боевик о локальной биологической катастрофе, которая постепенно грозит распространиться по всему миру. А действие и впрямь происходит в родном городе. Хотя мы с соавтором Всеволодом Глуховцевым изменили слегка все территориально-административные названия, Уфа всё равно узнаваема.
– Сейчас застой в творчестве, почему?
– Последние романы сочинены в 2012–2013 годах. Потом, после некоторого успеха, наступило затишье.
- В чём выражался успех? Регалиями обросли?
– Регалии нынче в писательско-литературном мире не котируются. Будь ты хоть членом всех писательских союзов мира да обладатель разных литературных премий, если не попал в колею издательских трендов, то никому нет до тебя дела. Провинциальный автор обычно начинает с малого – публикуется на местном уровне, руку набивает, стиль оттачивает. Потом пробует себя выше. Пробиться в книгоиздательский пул тяжело. Я вот попал в ведущие издательства страны только к 40 годам, хотя писал с восьми лет, а публиковался с 23-х. Но уж если попадешь однажды туда, то следует развивать успех и не лениться. Я последнее время немного притормозил, но меня помнят и до сих пор предлагают участвовать в межавторских проектах.
Идейная сторона отдыхает
- А какие идеи вынашиваете, если не секрет?
– Недостатка в идеях и сюжетах нет, а вот желания писать поубавилось. Влияет и то, что многие ранее успешные российские издательства ныне либо сильно ужались, либо приказали долго жить. Даже у гигантов книгоиздательской индустрии многие серии и межавторские проекты закрылись. На фоне всеобщего уныния и писать особо не хочется. Впрочем, начаты пять романов – это, к примеру, модная ныне в мире «тёмная фэнтези», которую пока российские авторы ещё не освоили. Начал работать в одном престижном проекте, но пока распространяться не буду, посмотрим, как пойдёт.
– Какие местные, башкирские темы ждут своего писателя?
– Для меня представляют большой интерес фэнтезийные сюжеты на основе башкирского фольклора. И это не только именитый Урал-батыр. Впрочем, он тоже. Есть задумки, возможно, сумеем заинтересовать с соавтором если не москвичей, так местных, тот же «Китап», к примеру. Хотя у него и так уже вышло несколько моих книг, а там жёсткая очередность – одна книга раз в пять лет.
– Раньше писателей называли инженерами человеческих душ. А сейчас?
– Ну, часть авторов таковыми и осталась. Это высший пилотаж, уметь развлечь и вложить в сюжет познавательные и воспитывающие моменты, да так, чтоб без напрягов у читателя. Но всё-таки чаще хотят завернуть покруче сюжет, добавить максимум драйва, чтоб человек не скучал, а проблематика и идейная сторона отдыхают.
– Писательство сейчас в Башкирии прогрессирует или наоборот?
– Пишут много и многие. Достаточно посмотреть на перечень публикаций в местных печатных изданиях или заглянуть на сайт онлайн-издательства «Книжный ларёк». Там тысячи текстов, большая часть из них - жителей республики. С другой, есть несколько проблем. Первая – отсутствие редакторской опеки, с авторами некому и некогда заниматься, чтобы растить из них грамотных писателей. Вторая – незаинтересованность общества в писательских кадрах, ибо всё-таки автору нужно платить за его труд. Гонорары из года в год в печатных изданиях снижают, а то и вовсе перестают выплачивать. Профессионал теряет материальный стимул.
- Есть же профессиональный союз, тогда для чего он нужен?
– Не хочу никого обижать, но сам иногда задаюсь тем же вопросом. Проводят литературные вечера, писательские встречи, выезды авторов в районы, но этого, конечно же, ничтожно мало, чтобы работа была признана полноценной. В своё время, создав творческое объединение «Фантасофия», мы с соратниками сделали немало для общения творческих людей, особенно молодёжи, их публикации в коллективных сборниках и альманахах. По количеству активных членов мы едва не превзошли все творческие союзы республики. Но спустя шесть лет дело заглохло, так как создатель проекта, то бишь ваш покорный слуга, сложил с себя полномочия, а преемника не нашлось. Как всегда, всё упирается в энтузиазм одиночек.
Век пиратских библиотек
– Знает ли читатель своего башкирского писателя?
– Полагаю, что знает, если принадлежит к определённой целевой аудитории. К примеру, те, кто любит остросюжетную беллетристику, знают с десяток имен наиболее интересных в этом отношении авторов нашей республики. Читательское сообщество, как и всё в наше время, распалось на множество групп и клубов по интересам. Есть любители, допустим, исторического башкирского романа, а есть – поклонники стим-панка или «попаданцев».
– Вы издали 13 книг. Это лучший результат в Башкирии. Много заработали?
– Дело в том, что в отечественных издательствах сложилась негласная градация. Новички получают совсем немного – в среднем от 15 до 30 тысяч за книгу. Те, кто издал с десяток книг, середнячки, - около 50-60 тыс. Если продолжаешь писать и издаваться, то становишься своим человеком в центральных издательствах и переходишь в ранг крепкого середнячка, соответственно чуть больше платят. Топовые авторы получают до миллиона и даже нескольких «за корешок». Я где-то на уровне крепкого середнячка, потому жить на гонорары не получается. Примерно полгода тратишь на написание вещи объёмом в 12-14 авторских листов.
– То есть писательским трудом прожить нельзя?
– Быть по-настоящему профессиональным писателем можно, лишь если несколько книг подряд стали бестселлерами и лонгселлерами, сложилась устойчивая аудитория поклонников, готовых проголосовать рублем – по всей стране и даже за её пределами, и чтобы ты выдавал результат без задержек – штамповал роман в два-три месяца. И это, если в тебя захочет вложиться издатель – в раскрутку, рекламу и продвижение каждой твоей книги. Но лучший результат дают даже не продажи книг, а их экранизация и, как теперь стало популярно, играизация – переложение сюжета на компьютерную игру.
– Пытаетесь зарабатывать интернет-магазином. Получается? А вообще интересны читателю бумажные носители?
– Как ни странно, до сих пор многим интереснее и удобнее читать бумажные книги. Получать прибыль от продаж творческого электронного контента пока не получается – в век пиратских библиотек это бесполезно. Всё можно скачать бесплатно. Пиратские сайты Роскомнадзор закрывает, а они снова появляются. Именно поэтому выставляю на «Книжном ларьке» практически весь контент в открытом доступе для бесплатного чтения.
А вообще, резюмируя, можно сказать, что вряд ли интерес к чтению угаснет. Фильмы и игры не вытеснили книгу на обочину интересов. Вот лично мне всё по вкусу: и книгу почитать, и фильм посмотреть, и квесты пройти в RPG – одно другому не мешает.
Смотрите также:
- «Мы на афганской земле вели себя достойно». Воспоминания советского офицера →
- Что почитать во время новогодних каникул? Подборка новинок и лидеров продаж →
- Гончарный круг жизни. Керамист из Башкирии – о своем ремесле →