Примерное время чтения: 11 минут
744

Обожал футбол, решал задачи по математике. Дочь звездного хоккеиста об отце

Марат Азаматов (в центре) отдал тренерской работе много лет.
Марат Азаматов (в центре) отдал тренерской работе много лет. хк салават юлаев

Двадцать лет назад не стало известного тренера, вратаря ХК «Салават Юлаев» Марата Азаматова. UFA.AIF.RU побеседовал с младшей дочерью известного спортсмена Марией о башкирском хоккее и любимом отце.

Досье
Марат Азаматов родился 16 ноября 1941 года в селе Чекмагуш Чекмагушевского района Башкирской АССР. Окончил Ленинградский институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (1972 год). В 1961—1963 выступал за команду спортивного клуба имени Салавата Юлаева. В 1969—1975 являлся директором СДЮШОР «Салават Юлаев». С 1979 по 1991 годы был на тренерской работе, затем был директором спортивной школы № 3. Среди воспитанников Азаматова свыше 35 мастеров спорта СССР и России. Скончался в 2002 году.

«Понимал, что недооценен»

Дмитрий Слезин, UFA.AIF.RU: Со дня смерти Марата Мустафеевича прошло 20 лет. Каким вспоминается папа?

Мария Азаматова: Мы стараемся собираться каждый год в этот день, и в этом, конечно, тоже приходили близкие родственники и друзья семьи. Папа очень любил, когда к нам приходили гости, был очень гостеприимным и даже в дефицитные советские времена, как тогда говорили, «доставал» хорошие продукты, чтобы на столе все было вкусно и разнообразно. Обычно в день памяти папы мы много вспоминаем, у каждого есть, что рассказать, но это не про грустные посиделки. Папа был человеком, который любил и умел шутить, поэтому мы в этот день и смеемся, и плачем, и говорим о том, что  всем его очень не хватает… 

– Рассказывал ли он про свои хоккейные подвиги? Любил  хвастаться или был скромным человеком?

– Он довольно редко рассказывал о тех временах, когда сам играл. Достаточно объективно оценивал себя, как игрока, и всегда говорил, что хороший игрок - не всегда хороший тренер, и наоборот. Я знаю, что у него было много травм, особенно на лице, из-за того, что экипировка вратарей в те времена была, можно сказать, никакой. Но вот уже про его тренерскую работу мы общались  много, папа знал, что он хороший тренер и прекрасно понимал, что недооценен в своем родном клубе.

– Поскольку сам был вратарем, то, видимо, особо выделял коллег по амплуа. Кого из голкиперов он уважал и чьим талантом хоккеиста восхищался?

– Если говорить про стражей ворот  команды «Салават Юлаев», то очень любил Александра Логинова и Андрея Василевского (старшего), а из тех ребят, которых тренировал в юниорской сборной России, то ценил Николая Хабибуллина. А мне сейчас, кстати, очень нравится Андрей Василевский-младший, у нас вся семья - его болельщики.

А лучшим из лучших он считал, конечно, Валерия Харламова. Такая яркая звезда, что и сегодня трудно его превзойти.

Фото: АиФ

– В честь Марата Мустафеевича учрежден турнир-мемориал. Вы посещаете его?  

– Мемориалов не проводят уже два года. А так мама обязательно приезжала на каждый из них, для нее это всегда было важное событие. Нам вообще приятно, когда про папу вспоминают, он действительно этого заслуживает! Правда, непонятно, почему хоккейная майка с именем Азаматова до сих пор не поднята под сводами «Уфа-Арены». Ведь в истории башкирского хоккея не было еще такого универсального  тренера, который бы столько вложил в республике в развитие этого вида спорта. Видимо, начинают забывать про человека, создавшего юлаевскую хоккейную школу. Редкий приятный момент – выпуск шайб к юбилею клуба, среди которых есть и папина. Для нас это было очень трогательно.

– Какие еще виды спорта он любил?

– Папа обожал футбол, всегда смотрел матчи по телевизору, в эти моменты он становился обычным болельщиком – громко переживал и комментировал.

Связь времен и поколений

– Следишь ли сейчас за играми «Салавата Юлаева»?  

– Конечно. Но эксперт из меня так себе.

– «СЮ» вдруг стал экспериментировать с формой. Как тебе такой красный цвет?

– Мне понравилась новая форма. Самое главное, чтобы ребята играли на хорошем уровне, у нас большое количество преданных болельщиков, которые ждут результативной и красивой игры. И здесь уже не так важно, какие детали на форме, хочется, чтобы наша команда доказала, что не зря преодолевали столько трудностей на протяжении 60 лет. Тогда и форма была очень простой, и защитной экипировки минимум, но было огромное желание вывести клуб в число сильнейших в стране.

– Раньше никаких легионеров в командах не было, но интерес к хоккею ничуть не меньший. Нужны ли легионеры в наших клубах?

– Если иностранцы укрепляют состав команды и вносят в игру свою лепту, то это замечательно. Но при этом всегда вопрос: для чего тогда обучаются наши ребята в хоккейных школах? У нашей семьи много знакомых, чьи дети занимаются хоккеем: это тяжелый каждодневный труд, но в итоге после выпуска из СДЮСШОР парни в лучшем случае играют в каких-то малоизвестных клубах небольших городов, а в родном «СЮ» их никто не ждет и не интересуется их судьбой.

Свобода выбора

– Часто ли отец брал вас с собой на работу? Много ли времени проводил с вами вне хоккея?

– Мы часто были на хоккейных матчах. И самые любимые воспоминания из детства, когда мы приезжали за папой во Дворец спорта после тренировки: он брал нас с Юлей по очереди на руки и катал по льду вслед за заливочной машиной. Это такие моменты счастья, когда ты на руках у папы, он скользит по зеркальному льду, а у тебя от восторга дыхание перехватывает. А когда мы стали постарше и начали разбираться немного в игре, то папе было интересно, ну и, конечно, смешно, послушать наши дилетантские мнения. Но ему было приятно, что мы в теме, это же его жизнь, все мысли и мечты связаны с хоккеем. А в свободное время  мы вместе гуляли в парках, ездили на шашлыки с друзьями семьи, катались на лыжах в лесу, играли с ним в шахматы, решали задачи по математике (учительница не могла разобраться в наших сложных математических решениях), готовили необычные блюда.

– Когда он с командой находился на выездах, смотрели матчи по телевизору?

– В те времена трансляция хоккейных игр была редкостью, если удавалось – обязательно смотрели. А когда в доме появился стационарный телефон, то папа звонил, рассказывал новости, результаты игр. Мы бежали к телефону, чтобы первой успеть взять трубку.

– А почему при таком отце вы с сестрой не выбрали карьеры спортсменов?

– По поводу наших спортивных талантов у папы не было никаких иллюзий, мы занимались музыкой и танцами. Но попытки заняться спортом предпринимали. У Юли были способности для легкой атлетики, наш друг семьи, известный тренер по легкой атлетике, долго уговаривала отца отдать сестру к ней в команду, но родитель заявил категорично – для себя пусть занимается, но не профессионально. Он как никто другой понимал, сколько надо пахать, чтобы добиться результатов в спорте, и поэтому хотел для нас обычной жизни детей.

– А внучки Марата Мустафеевича все-таки в спорте?

– Дети любят хоккей, ходят на матчи, следят за хоккейными событиями, им нравится. Любят посещать музей команды «Салавата Юлаева», рассматривают фотографии с дедушкой, они им очень гордятся. Старшая Софья занимается большим теннисом, а младшая Сабина - художественной гимнастикой. Они перепробовали много секций, но остановились каждая на своем. Софья выполнила нормативы кандидата в мастера спорта, практически все время проводит на корте, но в этом году у нее еще и ЕГЭ в школе. Сабина тоже много тренируется, для нее гимнастика – важная часть жизни. Как все родители, мы хотим, чтобы они были счастливы, и если спорт в этом помогает, то мы всегда поддержим.

Семейные тайны

– Каким он был отцом?

– Самым лучшим папой в мире. Мы никогда не жаловались, что нам не хватает внимания, потому что папа старался все свое свободное время проводить с нами. Главные качества его характера – честность и порядочность во всем! Таких людей я вообще мало встречала в жизни.

– Обычно папы мечтают о сыновьях как о продолжателях династии. У вас же такая девчачья семья. Не расстраивался отец по данному поводу?

– Родители долго ждали появления детей и когда родилась Юля, старшая сестра, то им было совсем неважно – мальчик или девочка, главное – любимый ребенок. Когда ждали меня, то папа уже загадывал и даже имя придумал - Сергей. УЗИ тогда еще не появилось, узнавали по факту. Родилась я, и папа написал маме трогательное письмо в роддом, что так угодно Богу, чтобы у них были две девочки. И никогда не сетовал, что у него нет сына, который продолжил бы хоккейную династию, он вообще был счастлив в своей семье, оберегал нас, баловал и очень любил.

Семья Азаматовых Фото: АиФ/ Мария Азаматова

– Он рассказывал, как познакомился с твоей мамой?

– Про историю знакомства нам рассказывали часто. Папа из тех мужчин, которые не забывают дату знакомства и свадьбы. Они познакомились в пионерском лагере, где папа работал физруком, а мама – вожатой. Мама училась в Институте искусств, такая интеллигентная творческая девушка. Папа покорил ее своей исключительной эрудированностью (он очень много читал, из всех поездок привозил какие-то книжные новинки, и поэтому у нас очень большая библиотека дома), искренностью, чувством юмора. Они удивительная пара!

Молодожены Азаматовы. Фото: АиФ/ Мария Азаматова

– Какой самый дорогой для тебя подарок в памяти остался?  

– Мы с Юлей мечтали о собаке, родители нам все время обещали, но дальше этого не шло. В 1991 году папа возвращался с Чемпионата Европы, который проходил в Чехословакии, мы встречали его в аэропорту. И вот он спускается с трапа и ведет на поводке пуделя, подводит его к нам и говорит – вот вам чех, Дарий. Мы не могли поверить! Как потом уже папа рассказывал, они ехали из Чехословакии на поезде,  в соседнем купе были заводчики пуделей, ну и вместе с другими тренерами сборной каким-то образом уговорили продать им Дарьку. Эту историю все участники всегда рассказывали по-разному, но во сколько это им обошлось в деньгах - никогда. Главное – папа исполнил нашу мечту! У Дария с папой была такая взаимная любовь, что когда отца не стало, собака не выдержала разлуки… 

Марат Азаматов с пуделем Дарием. Фото: АиФ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах