Нефтекамский клуб «Торос» одни воспринимают как кузницу кадров для «Салавата Юлаева». Другие – как самостоятельную боевую единицу, обязанную ставить перед собой победные цели. И три победы в кубке «Братины» – тому подтверждение. В чём уникальность второго по силе клуба республики? Об этом разговор с главным тренером «Тороса» Русланом Сулеймановым.
Строка в таблице
Роман Смирнов, «АиФ-Башкортостан»: Руслан Мухаметханафович, и все-таки в первую очередь «Торос» – это…
Руслан Сулейманов: Задача у нас одна – растить молодёжь для «Салавата Юлаева». Поэтому в команде много ребят, делающих первые шаги в большом хоккее. Конечно, им не хватает опыта, стабильности. Над этим работаем. Чтобы привить вкус к грамотному, комбинационному хоккею, который всегда был присущ «юлаевцам».
– Если честно, чувствую, что мы прыгнули выше головы. Где-то удача была на нашей стороне, нередко выручает голкипер Владимир Сохатский. Конечно, очень помогают опытные Голованов и Дубровский, которые по-прежнему ведут ребят за собой.
– Это, по сути, второй приход в «Торос». Если сравнивать два периода, что у них общего?
– Главное для ВХЛ – она постепенно омолаживается. Если говорить о нас, о «Торосе», то здесь процесс идёт, наверное, еще быстрее. Особенно в этом сезоне, когда мы заметно снизили средний возраст команды. Раньше было всё-таки больше опытных, маститых игроков.
– Год работы в «Южном Урале» не прошёл зря, ведь команда не пробилась даже в плей-офф?
– Полезен любой опыт – удачный или нет. Исхожу из этого и считаю, что год в Орске прошёл не зря. Да, там не совсем получилось решить турнирные задачи, но даже с точки зрения каких-то жизненных, хоккейных ситуаций время не потрачено впустую.
– Российскому хоккею нужны такие команды, как «Торос»?
– В идеале ВХЛ должна быть трамплином для хоккеиста. Мало кто играет в КХЛ, минуя нашу лигу. Да, есть одаренные ребята, «звёзды», у которых это получается, но таких единицы. Все-таки существует большая разница между Молодёжной лигой, где ты играешь практически со сверстниками, и здесь, где приходится бороться со взрослыми мужиками.
Раньше не было такого давления на тренеров. Сейчас в первую очередь смотрят на результат.
– Когда было легче переходить во взрослый хоккей: во времена вашей молодости или сейчас?
– Сложный вопрос. Главное, раньше не было такого давления на тренеров. Сейчас в первую очередь смотрят на результат. С одной стороны, это правильно, но не всегда получается доверять молодым, ведь важен в первую очередь итог матча.
Но если вспомнить молодость… У нас была тогда уфимская команда «Авангард», через которую прошли многие из нас. Да, тогда не существовало ВХЛ, но была первая, вторая лиги, и мы в 16-17 лет начинали играть. Причём против взрослых хоккеистов, что тоже было непросто.
Секреты «занудной» педагогики
– Вы сказали, что важно суметь настроить ребят на каждый матч. Здесь пригодился опыт работы в школе, чемпионство в своем возрасте?
– Конечно. В школе с молодёжью, с одной стороны, сложно работать. Но интересно. Именно с молодыми, когда видишь, как они растут. Главное – суметь замотивировать ребят. Показать, что у них есть данные, чтобы подниматься выше, делать карьеру и играть в КХЛ. Поэтому приходится постоянно объяснять, что им необходимо доказывать свою состоятельность на льду. А это возможно только через ежедневную тяжёлую пахоту. Порой ловлю себя на мысли, что каждый день вдалбливаю им одно и то же, даже становлюсь в каком-то смысле занудным.
– А какие педагогические приемы вы перенесли со времен, когда сами делали первые шаги в хоккее, занимаясь в «звёздной» команде у Владимира Воробьева?
– В первую очередь, опять же трудолюбие. Это у Владимира Ивановича было поставлено. Он тоже все время нас мотивировал. Не заставлял, не понукал, а именно объяснял, что, какой бы ни был талантливый спортсмен, 99 % его успеха – ежедневная пахота.
Я иду по такому же пути. Хотя, конечно, поколение поменялось, теперь у ребят много всяких интересов. У нас-то, кроме хоккея, других увлечений, по большому счёту, не было. А сейчас у мальчишек куча соблазнов, начиная с того же интернета. И пытаюсь достучаться, объяснить, что, если они хотят состояться в этой жизни, надо приложить очень много труда. Отказать себе во всем и пахать.
– Личный пример подаёте ребятам?
– В 53 года это уже сложновато. Конечно, какие-то моменты подсказываю: как правильно поставить клюшку, бросить, как лучше исполнить буллит. Но больше объяснять приходится на словах. А так, безусловно, на работе находишься с утра до глубокого вечера, с небольшим перерывом на обед. Тогда стараешься немного отдохнуть, чтобы мысли привести в порядок.
– В будущем ждёте перспективных ребят в «Торос»?
– Всегда слежу за выпусками «юлаевской» школы, постоянно общаемся с директором Славой Хаевым. Там есть хорошие ребята 2001-2002 годов рождения, может, чуть скромнее выглядит 2003-й, не совсем пока впечатляет 2004-й. Но сейчас с ребятами занимается опытнейший Владимир Герасимов, который может исправить ситуацию. Так что пополнение будет.
– Вернёмся к теме ваших воспитанников, ребят 1994 года рождения. У них в хоккее всё сложилось, как вам хотелось бы?
– Полного удовлетворения нет, хотелось бы большего. Тем не менее три игрока играют на высшем уровне: Ибатуллин в «Амуре», Гиматов с Гареевым в «Салавате Юлаеве». Ну, про Андрея Василевского весь мир знает, но у него было на роду написано, что станет большим мастером.
– А торосовская школа движется вперёд?
– Здесь свои проблемы. Начиная с тренерской (но она существует даже в школе «Салавата Юлаева») и заканчивая местной спецификой. Нефтекамск – город небольшой, хоккеем занимается меньше ребятишек, чем хотелось бы. Тем более что наш вид спорта достаточно накладный для семейного бюджета. А чем выше конкуренция, тем легче отбирать перспективную молодёжь. Тем не менее пытаемся привлекать мальчишек, находить какие-то решения. Подвижки в лучшую сторону есть.
Вертикаль будущего
– Какие матчи «Тороса» в этом сезоне считаете лучшими?
– Если смотреть не только на результат, а давать оценку по характеру ребят, по самоотдаче, по выполнению игрового задания, это в первую очередь победные игры с Альметьевском, Тамбовом, недавний выигрыш у чемпиона ВХЛ «Сарыарки». Хорошая игра была с «Динамо» из Санкт-Петербурга, хотя в итоге и проиграли 1:2. Понятно, что победить удаётся не всегда, но есть и другая сторона медали: насколько ребята выкладываются, пытаются переломить ход матча. Даже в проигранных матчах такие моменты всегда внушают оптимизм.
– Ступеньки тренерской карьеры вас устраивают?
– Мне очень нравится, что я прошёл свой тренерский путь с самых низов, 11 лет отработал в школе, потом были команды МХЛ, ВХЛ. Знаю, что это и сегодня очень сильно помогает мне в работе.
– Представьте, что получили приглашение войти в тренерский штаб «Салавата Юлаева». Согласились бы?
– Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, учиться многому придётся. Но повышать свой уровень надо всегда.
– Вообще, хоккей сильно меняется?
– Да. Вот в КХЛ, например, становится все больше канадских площадок, а они приносят другой рисунок игры. Есть заметный позитивный момент. Было время, когда команды старались комплектовать из габаритных хоккеистов. Сейчас появляется всё больше небольших по фактуре, техничных игроков. Конечно, их меньше, чем было раньше, в советские времена. Тем не менее процесс идёт.
– В НХЛ такие изменения начались еще раньше…
– Здесь надо отдать им должное: за океаном взяли всё лучшее из советского, российского хоккея.
– Болельщики поддерживают «Торос»?
– Честно говоря, хотелось бы с их стороны побольше внимания к команде. Но прекрасно понимаю: здесь многое зависит от нас самих. Надеюсь, своей игрой мы сумеем вернуть болельщиков на трибуны.