Современный ритм жизни оставляет все меньше времени на чтение любимых романов и стихов. И тем не менее талантливые писатели и поэты постоянно появляются. Известная литераторша Марианна Плотникова рассказала о любимых авторах, знаменитых земляках, отношении к критике и самопиаре.
«Свои» авторы
Юрий Татаренко, «АиФ-Башкортостан»: – Что в твоей жизни появилось раньше – стихи или рисунки?
Марианна Плотникова: – Рисовала я до того, как научилась читать и писать. Меня довольно рано отдали в художественную школу, я даже занимала призовые места на выставках детского рисунка. Помню свою лучшую работу того времени – пейзаж в импрессионистском стиле. Я тогда, конечно, не знала таких выражений. В институте много рисовала тушью и кисточкой. Мне больше нравится работать с пятном, нежели с линией. Вообще, институт мне очень многое дал – на кафедре инженерной и компьютерной графики я получила разностороннее образование.
Кроме стихов и живописи, я ещё до 12 лет серьезно увлекалась спортивной акробатикой, выполнила норму кандидата в мастера спорта. При этом училась на одни пятерки, школу закончила с золотой медалью. Институт – с красным дипломом. Хотя химия и черчение в школе, технический рисунок в вузе дались мне с огромным трудом. А вот импрессионизм – это моё!
– Назови свой топ-3 писателей.
– Недавно прослушала аудиокнигу Томаса Манна «Волшебная гора» – волшебно зашло! Этим летом прочитала «Школу для дураков» Саши Соколова – была в диком восторге. Из современной отечественной прозы я читаю, в основном, что подарят (смеется). Вот Игорь Савельев подарил мне несколько книг – все с удовольствием прочитала. А последний роман «Как тебе такое, Айрон Маск?», который мне горячо рекомендовали, не подарил – его и не прочитала пока. На моей полке есть книги уфимских прозаиков Игоря Фролова, Юрия Горюхина. Очень горжусь сборником Владимира Гандельсмана, подписанным лично мне. С теплом храню книги редактора «Новой Юности» Глеба Шульпякова. Отдельные произведения из литжурналов, конечно, тоже читаю.
Если называть своих авторов – это, прежде всего, Сент-Экзюпери. «Маленького принца» перечитывала несколько раз. Вечная книга! А ещё в школе мне очень нравился Достоевский. А Платонова в школе ненавидела. Даже его фотографию заклеила стикером! Теперь же Платонов один из любимых писателей, чей язык доставляет мне особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Маркес – большой писатель, обожаю его. А еще – Кутзее. Его у нас знают мало – а между тем он лауреат Нобелевки и двух американских Букеров. Кутзее мне никто не советовал, я случайно раскрыла его роман в книжном магазине и поняла, что хочу прочесть у этого автора всё.
Изобрести велосипед заново
– Как уживаешься с «рэпанутостью», которая уже везде?
– Не уверена, что тексты наших рэперов интересны для чтения глазами. Для меня крутой поэт – Илья Кормильцев, писавший для группы «Наутилус Помпилиус». Я знаю, что многие ценят Летова и Цоя, но я однолюб. Бывших уфимцев, Шевчука и Земфиру, а также современные наши команды, слушаю изредка. Но в плане текстов всем им очень далеко до Кормильцева. На английском слушать музыку легче, текст понимаешь не так хорошо и глубоко, поэтому нет отторжения, даже если он окажется примитивным. Хотя и там есть авторы, которых хочется переводить и вникать. Например, Том Йорк из Radiohead поет интересные тексты – на прикольную музыку.
– Уфа – литературный город?
– Я бы так не сказала. Все носятся с тем, что когда-то здесь был Платонов, который взял на ручки из коляски Сережу Довлатова. Но мне мало этого. На литкарте Уфа представлена слабо, разве что отдельными личностями. А хотелось бы услышать однажды об «уфимской литературной школе» или типа того.
Есть поколение 30-летних поэтов – Михаил Кривошеев, Варвара Малыгина, Мирослава Бессонова, Светлана Иванова, Мария Кучумова, Марсель Саитов и другие. Что касается молодежи… В нашем 21-м веке хочется сказать: «Больше смелости! Сколько можно писать про берёзки?» Слишком много скучных и вторичных стихов. Пусть уже попытаются сделать что-то необычное! Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Не нужно опасаться потока критики после захода на поле эксперимента и новаторства. И пусть это выглядит изобретением велосипеда! Нужно изобретать его снова и снова, так я считаю.
Что касается молодой прозы – Алина Гребешкова переехала в Нижний Новгород, Игорь Савельев – в Москву… Считаю, что знаковые личности в Уфе – сплошь музыканты. Хотя и они разъехались. К сожалению, тот же Савельев был буквально изгнан из Уфы как несогласный с режимом. Так мы теряем наших авторов, увы. И так было и раньше. Кто-то уехал за лучшей жизнью, а кто-то – вынужденно.
– Главные друзья поэтов – тоже поэты. Почему так?
– С чего ты взял? У меня есть подруга, с которой дружим со школы. Ни разу не поссорились. А вот в кругу литераторов постоянные выяснения отношений. Фейсбук уже страшно открывать… Меня достали разговоры о том, что надо печататься в правильных журналах, а в неправильных не надо, дружи с теми, не дружи с этими, подавайся сюда, не лезь туда, пиши про это, не пиши про то… Скандальчики в литпроцессе – это такое дно! Разборки токсичны для любого человека. А уж пишущему и вовсе надо понимать, что твои эмоциональные и интеллектуальные ресурсы не для распрей. Порой хочется убежать куда-нибудь в скит от бесконечных писательских разговоров, соревновательности, прочей суеты. Мы ведь живем и пишем не ради понтов, а чтобы что-то после себя оставить…
Поэма о ковиде
– Почему сейчас не пишут поэм про Олимпийские игры?
– Зато вышли сборники про войну в Донбассе, про ковид. С одной стороны, это логично. Но все же, мне кажется, часто подобные инициативы отдают конъюнктурой. Еще в самом начале пандемии мне довелось прочесть переведённые на русский стихи китайских поэтов и поэтесс из Уханя. Их окружала смерть, все вокруг умирали, и невозможно было не прочувствовать это, даже плакать было страшно, когда читала. Другое дело – пытаться выдавливать читательскую слезу, пока сидишь на своем диване перед телеком, слушаешь про ковид в новостях и клепаешь на эту тему строчки в рифму – это вот за душу не берёт, извините. У нас многое делается ради того, чтобы лишний раз хайпануть.
– Как различать хорошие стихи и прекрасные?
– Проще отличать хорошие стихи от плохих! Технику легко считать, мастерство автора. Но магии никакая техника не рождает, а я считаю, что поэзия – именно магия, сродни заклинаниям, к ним сложно применить формальные критерии. Смешно, когда докапываются до неточных рифм, нарушений ритма или еще какого-то несоблюдения архаичных правил. А, может, в этом и есть авторская фишка! Вообще, все очень субъективно, мне хочется как можно меньше оценивать чужой труд.
– Без чего ты не ты?
– Без стихов. Без потребности чувствовать себя любимой. Не люблю несвободу, проявлений снобизма, собственничества. И у самой навязчивого желания обладать какой-либо вещью нет. Вот стаканы у меня – самые обыкновенные, по 15 рублей. Икеяфоревер!
– Полина Корицкая, Вера Полозкова, Стефания Данилова активно концертируют по стране. Уверен, на тебя бы тоже пошла публика. Почему не ездишь в туры?
– Раньше ездила. Например, выступала в Казани, меня пригласили в бар «Соль». Всем понравилось. А для больших гастролей нужны вложения. Пока это непреодолимый барьер.
– Издать книгу проще. А какой тираж тебя бы устроил?
– Сто тысяч экземпляров. Серьёзно, я уверена, что очень многим моя книга понравилась бы. Как жаль, что не владею искусством самопиара!
– Закончи фразу: «Если поэзия и необходима, то только для…»!
– Человека. Поэзия ни для Вечности, ни для Вселенной, ни для Бога – она для людей. Стихи нужны далеко не каждому, но это уже другой разговор.
– Легко сказать: пиши для людей. А если народ тебя не поймет?
– Искусство не для понимания. Я уже говорила, что оно – это магия, не требующая и даже более – не нуждающаяся в понимании, а скорее наоборот…. Творят не ради успеха у публики. Если тебя «не понимают» – не огорчайся, просто делай свое дело, как считаешь нужным.