Примерное время чтения: 7 минут
1009

Дать то, за чем уезжают. Как завлечь туристов в Башкирию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Башкортостан №32 08/08/2018

Ответ на вопрос, как завлечь в Башкирию туристов из других регионов и, главное, как сделать привлекательным отдых на родине для самих жителей региона, активно обсуждается уже много лет. Но универсального рецепта так до сих пор и не найдено. Активный турист Оксана Нигматзянова делится своим взглядом на решение этой проблемы.

Где отдых выходного дня?

Айгуль Нургалеева, «АиФ-Башкортостан»: У нас появился свой туристический бренд «Terra Bashkiria». Как вы думаете, наша республика действительно неизвестна?

Оксана Нигматзянова: В ответ на вопрос: «Откуда приехали?» в Турции, Греции, Европе спрашивали: «Уфа? Башкирия? А где это?» Приходится объяснять, что рядом с Казанью, недалеко от Москвы. Эти города на слуху. А Башкирия, действительно, неизведанная территория. Они её просто не знают. Как можно относиться к неизвестному?

- Но если верить статистике, в 2017 г. наш регион посетили около 2 миллионов туристов – это на 15% больше, чем в 2016-м.

- В Уфу приезжает много гостей – на форумы, выставки, соревнования. Но они не становятся туристами. Потому что уезжают, так и не увидев город, республику и не запомнив её. Вот если бы наши гостиницы включали в стоимость проживания экскурсию по городу, то отношение менялось бы. К примеру, к нам прилетали на соревнования школьники из Владивостока. Но кроме рынка и магазинов они ничего не видели. Считаю, туризм держится на детях, именно их надо просвещать, показывать новые республики и города. А мы упускаем возможность рассказать о себе.

Досье
Оксана Нигматзянова. Родилась в 1972 г. во Владивостоке. С 1996 г. живёт в Уфе. По специальности ландшафтный дизайнер. Замужем, двое детей, внучка. Дети семейные, тоже любят путешествовать.

- Но ведь именно на неизведанность нашей территории делали ставку разработчики туристского бренда, взяв в название слово «терра».

- В чём-то я согласна с ними. Но создаётся впечатление, что бренд отсылает в какие-то далёкие времена. Действительно, многие турагентства и туроператоры хотят предлагать поездки в республику, в Уфу. Но проблема не в том, что мы ничего не знаем об истории и красотах. Сейчас очень мало выбора. А если человек приходит с индивидуальным запросом и быстро хочет получить конкретный отдых, куда всё включено, то чаще всего ему нечего предложить.

- Почему?

- Вот пришёл человек в пятницу и просит подобрать ему тур в республике на выходные. Готовых нет. Мне нужно день-два, чтобы прозвонить, узнать, забронировать. А турист хочет заключить договор сегодня. Всё, чем могу ему помочь, – дать номера телефонов, адреса сайтов баз отдыха, гостиниц на водохранилищах, озёрах. Дальше он сам бронирует номера и добирается своим ходом. По сути, моя работа сводится к справочному бюро.

Но ведь хочется предоставить тур, который он просит! А лучше - несколько на выбор. Базы отдыха или не хотят делиться комиссией, или дают агентствам 3-5%. К примеру, двухдневный отдых на Павловке стоит три тысячи рублей. Это значит, что агент может заработать 150 руб. Будет он этим заниматься? А в случае отказа клиента от брони и возврата денег мы платим штраф.

Другой минус. Санатории, базы отдыха устраивают акции, делают скидки при бронировании на сайтах. Но агентства в них участвовать не могут. Поэтому получается, что, покупая путёвку у нас, турист платит полную стоимость, без всяких скидок. А вернувшись, высказывает нам претензии. Причём не только за несэкономленные деньги, но и за сервис, питание, условия. И в результате выбирает заграницу, где всё включено и дешевле.

На море - автобусом

- То есть главное в выборе места отдыха – цена?

- Не всегда. К примеру, автобусный тур на Чёрное море в Анапу на 13 дней с проездом и проживанием обойдется в 14-15 тыс. рублей. А трёхдневный в башкирский природный заповедник «Шульган-Таш» - 9 тысяч. Там много маршрутов – пещеры, сплавы, национальная деревня, это нужно увидеть каждому жителю Башкирии, а тем более гостю. Желающие есть. Но не каждому по карману. К примеру, такая же поездка в Казань обходится вдвое дешевле.

- Значит, неправда, что в России отдыхать дороже, чем за границей?

- Самые популярные и бюджетные варианты – автобусные туры. Они сейчас есть куда угодно, даже на Байкал и в Крым. Кстати, поэтому их большинство и выбирает. Предпочитают отдать 15-16 тыс. руб. за 13 дней с проживанием в Крыму, чем вдвое дороже за семь дней на самолёте. Хотя, если честно, инфраструктура там осталась на советском уровне. И перелёт неоправданно дорогой. Вот люди и выбирают отдых в Турции.

Нарисуем портрет

- Недавно Госкомитет по предпринимательству и туризму РБ объявил конкурс на создание «портрета туриста». На ваш взгляд, какой он? И для чего нужен мониторинг?

- По моим наблюдениям, человек сильный, выносливый и ни в коем случае не пенсионер. Поскольку у нас развит именно дикий и самостоятельный туризм: люди ходят в горы, на сплавы, проходят неизвестные им маршруты. Это как раз те советские школьники, которые воспитаны на походах, взаимовыручке. Считаю, это очень хорошая закалка на всю жизнь. Сегодня надзорные органы смотрят на детский отдых с точки зрения безопасности, оно и понятно: после гибели детей в ДТП в автобусах, на отдыхе повышены требования к перевозке детей в автобусах, даже по городу. Это ограничивает и учителей, и организаторов туров. К сожалению, растёт поколение, далёкое от походов. Зато дети ищут экстрим на крышах многоэтажек, в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой и т.д. Ведь пустоту надо чем-то заполнять.

Мониторинг туристского рынка, конечно, нужен. Возможно, до конца года «портрет туриста» станет реальным и поможет в работе по продвижению бренда республики.

- Что предлагаете внедрить у нас для развития внутреннего туризма?

- Во-первых, необходим какой-то информационный ресурс, где будут сходиться все потоки предложений отдыха – всех видов. Он должен быть простой и удобный. Не держаться на взносах турфирм и баз отдыха, а быть для них бесплатной и равной возможностью участвовать в общем деле. Не быть способом «заработка» чиновников, которые любят выстраивать административные преграды для предпринимателей в сфере туризма. Ведь если мы хотим развить турсеть в республике, то не надо думать о сиюминутной выгоде.

Во-вторых, надо использовать всё, что у нас есть, – национальную самобытность, породистых лошадей, горы, реки. Это этнодеревни, где будут обучать ремёслам, приготовлению национальных блюд. На горах построить смотровые площадки и канатные дороги. На паромах из других городов вести экскурсии в Уфу. Надо развивать санаторное лечение с помощью термальных источников. Спрос на них большой – наши жители едут в Челябинскую и Тюменскую области. А можно развить это у нас.

В-третьих, надо применять российский и зарубежный опыт – открывать то, что человек любит, за чем он уезжает. К примеру, дельфинарий, зоопарк. Событийный туризм тоже вполне реален: гастрономический, джазовый и другие фестивали. Молочная страна, Cимфоническая ночь в Уфе успешно проходят несколько лет. По их примеру можно создать и туристические фестивали. Главное, чтобы были они доступны и интересны. Надо сказать, что Госкомитет по туризму РБ стал прислушиваться к мнению предпринимателей на этом рынке. В этом году собрал всех вместе, выслушал предложения и проблемы, познакомил с новшествами, назвал типичные ошибки в работе с туристами, выезжающими за границу, дал рекомендации для организаторов походов по республике. Думаю, только так, сообща, слушая друг друга, мы постепенно изменим ситуацию. И Башкирия станет не только узнаваемым, но и притягательным местом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах