После одиночной критики в сторону трамвайчиков с шаурмой и нелепых рекламных баннеров вопрос внешнего облика города стал одним из главных в повестке мэрии. Новое руководство города мечтает, чтобы силуэт миллионника не уступал мировым столицам – например Лондону или Парижу.
Без правил и расчётов
Большую часть проблем призван решить новый генплан. На смену устаревшему документу, который разрабатывался в советское время, придёт проект о развитии Уфы до 2040 года. Согласно тендеру его создание обойдётся в 97 млн рублей, на работу отведено около полутора лет. В итоге Уфа должна получить два чётких документа – градостроительный регламент и план землеустройства и застройки.
«Современная непродуманная застройка приводит к перегрузке социальной инфраструктуры, появляются претензии к управлению», - считает Олег Анатольевич.
«Нужны новые нормативы градопроектирования, карстомониторинга, карты. Нужно решать проблемы с объектами культурного наследия – охранную зону имеет только четверть из них, решения зачастую принимаются кулуарно. Будет создана межведомственная комиссия, в которой город получит полномочия по установлению охранных зон. Внедрение информационно-аналитической системы поможет прогнозировать проблемы с объектом ещё до его строительства».
По словам главного архитектора, предстоит выработать узнаваемый региональный стиль, создать комфортную среду и перейти от благоустройства к концептуальному ландшафтному дизайну.
Для наведения порядка не хватает и других документов. Например, техрегламента по архитектуре капитальных зданий и чётких правил благоустройства. Также нужен республиканский закон о регулировании строительства и обязательном согласовании облика новостроек. Стандартов качества жилья - и тех нет: вся документация касается только проектирования, а вот эксплуатацию, ремонт и ликвидацию каждый делает на свое усмотрение. По словам Байдина, большинство регионов в этом отношении уже обогнали Уфу. Закон о необходимости согласования внешнего вида есть в 53 регионах, а техрегламент для строителей работает во всех городах-миллионниках, кроме нас и Перми.
Вопросы, как застраивалась Уфа и почему эти важные правила до сих пор не выработаны, остались открытыми.
Слишком пёстро
Особо беспокоит архитекторов летний облик – наряду с рекламными баннерами улицу начинают «украшать» сезонные нестационарные ларьки.
По словам замначальника Управления архитектуры Ришата Шакирьянова, дизайном занялись в 2010-2012 годах, когда остро встала проблема парковок. Тогда же впервые задумались над единым стилем в архитектуре. Разработали техзадание для строителей и предпринимателей по расположению входных групп, цветового решения и габаритов вывесок.
«Сегодня существует концепция «Город в парке». Уфа – уникальна по площади окружающих её лесов. Они по ряду причин не используются. Было решено включить их в общую структуру благоустройства. В лесах можно оформить видовые площадки, зоны отдыха, дорожки для конных, лыжных и веломаршрутов, - поделился планами Ришат Шакирьянов. – А в рамках концепции «Пешком по центру» реконструируют парк республики (Матросова. – Ред.) и переход через ул. Воровского с выходом на набережную. Создадут точки притяжения на проспекте Октября (из расчета 15-минутной ходьбы до места – Ред.): сквер по ул. Галле, сквер возле Детской филармонии (бывший ДК УЗЭМИК), часы-фонтан на площади Ленина. «Достанется» и улице Первомайской – велодорожки, фасады, витрины, ночная подсветка».
Лошадь не украшение
В ближайшем будущем специалисты планируют перепроектировать дворы, создав там территории для жителей, безбарьерную среду и грамотную сетку для автомобильных и пеших передвижений. Займутся и ночными видами Уфы.
Прозвучало, наконец, и официальное мнение по арт-объектам.
«Случайные фигурки, которые появляются на улицах без согласования, – это неправильно, должна быть единая политика. Колобки и лошади не совсем то, что украшает город» – заявил Ришат Робертович.
Что касается рекламных щитов и конструкций – самой пестрой составляющей облика, решить проблему с ними не так просто. По словам директора «Городской рекламы» Риммы Зариповой, во-первых, до сих пор есть случаи самовольно установленной (135 - в этом году, 6000 - в 2014 году). Во-вторых, убрать щиты с улиц мегаполиса труднее, чем установить - в этом управлению помогают сотрудники МВД. Но в работе только треть нарушителей, остальные «ждут» своей очереди. В-третьих, реклама неплохо кормит бюджет. В 2019 году на аукционах рекламы планируется выручить минимум 250 млн рублей. А одна только аренда рекламных площадей приносит городу 110 млн в год.