aif.ru counter
07.10.2019 12:53
83

В неоплатном мусоре. Эксперт о ходе реформы обращения с отходами в Башкирии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Башкортостан № 40 01/10/2019
Надо строить полигоны ТБО, а не мусороперегрузочные пункты.
Надо строить полигоны ТБО, а не мусороперегрузочные пункты. © / freepik.com

Идёт десятый месяц мусорной реформы: регоператоры жалуются на нехватку  денег, население – на качество их работы. С какими трудностями создаётся новая система обращения с отходами, почему низкая собираемость платежей – нормальное явление и как уже сейчас перейти на раздельный сбор мусора? Об этом рассказал заместитель министра природопользования и экологии Нияз Фазылов.

Конфликт интересов

Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: Нияз Мансурович, реформа идёт 9 месяцев: всё это время регоператоры списывают все огрехи на неплатежи.  Сколько же нужно денег, чтобы мусор вывозился вовремя?

Нияз Фазылов

Нияз Фазылов: Установленные в республике тарифы на вывоз мусора предполагают качественное оказание услуги, мы же не платим за горячую воду, когда её нет в кране. Почему с мусором должно быть иначе? Регоператор – это большой бизнес-проект с определённой точкой окупаемости. Если предприниматель вкладывает свои средства либо берёт кредит, он должен быть готов к тому, что в первые годы не получит прибыли. Мы рассчитывали, что регоператоры привлекут инвестиции, кредиты, возьмут в лизинг по 100 единиц техники и начнут спокойно работать. А они жалуются  на проблемы: с техникой, юрлицами, базами данных, говорят, что не хватает контейнеров, полигонов, действующий тариф не позволяет запустить сортировку мусора.

Мусор должен вывозиться зимой не реже чем раз в три дня, летом – ежедневно.

Если мы формируем систему обращения с отходами, это не значит, что людям нужно предлагать некачественные услуги за полную стоимость. Мусор должен вывозиться зимой не реже чем раз в три дня, летом – ежедневно. Пока это правило соблюдается не везде. Считаю, что региональные операторы должны были позаботиться о том, как преодолеть кассовый разрыв, который неизбежен в начале работы. Ни одна коммунальная услуга не вышла сразу на стопроцентную собираемость: люди должны привыкнуть к новому, возможно, придётся штрафовать злостных неплательщиков. Постепенно за несколько лет и выработается дисциплина.

– Многие просто не понимают, за что платят…

– Конечно, если видят, что ничего не меняется, что мусоровоз и контейнер те же. За что платить какому-то регоператору? Людям нужно в комплексе объяснять, зачем нужна реформа: чтобы не разрастались свалки, отходы максимально перерабатывались и в итоге мы не погрязли в мусоре. Об этом нужно говорить ежедневно, и делать это придётся не один год. Операторы говорят, что рассылают населению письма. Это не ответ. В почтовых ящиках и без того достаточно рекламных листовок, которые идут в мусор.

– Значит, нужна разъяснительная работа?

– Регоператоры должны быть клиентоориентированными. Не понимаю, когда говорят, что нет средств на открытие офиса в каком-либо городе. Как можно узнать проблемы территории, если не иметь там своего представителя? Обычно ими становятся люди, имеющие опыт работы в ЖКХ, знакомые с проблемами отрасли, умеющие договариваться. Они должны выстраивать отношения с муниципалитетами и населением.

Муниципальные власти тоже воспринимают перемены по-разному: одни сотрудничают с регоператорами, вместе работают над созданием инфраструктуры, другие делают ставку на уже работающие в районе предприятия, которые готовы покупать в кредит мусоровозы, но им нужны гарантии, что они будут работать в ближайшие годы. Мнение глав администраций, которые так ставят вопрос, я уважаю, ведь реформа не ставит задачу сломать работающую систему. Сейчас транспортировкой и обработкой отходов занимаются примерно 159 предпринимателей, некоторые уходят с рынка: это естественный процесс на фоне появления больших компаний.

Ждём перемен

– Во многих уфимских дворах как стояли так и стоят ржавые металлические контейнеры. Их, похоже, не собираются менять?

– Столица республики сложно вошла в реформу. Мы постоянно говорим о ситуации в районах, но Уфа тоже требует внимания. О покупке контейнеров должны заботиться управляющие компании, но это может сделать сам регоператор и передать их в аренду УК. В республике подобные примеры есть, правда, это скорее исключение, а не правило. Техника в Уфе тоже очень старая. Спецавтохозяйству следует задуматься об обновлении парка. Нерационально отправлять тридцатилетние мусоровозы в районы, где те потихоньку умирают, а денег на их содержание уходит вдвое больше. Пора их списывать.

– А когда будет порядок с базами плательщиков?

– К сожалению, в начале реформы актуальности баз данных уделили недостаточно внимания. Сейчас мы её сформировали, будем сверять с тем, что есть у регоператоров.

– Чем помогает республика?

– Республика отвечает прежде всего за контейнерные площадки. С начала года на них выделено 600 млн рублей (из них 400 млн нашли районы). Далее – оцениваем состояние инфраструктуры: полигонов не хватает. Единственный полигон на северо-востоке, в Дуване, заполнен. Принято решение о строительстве нового, он включён в РАИП, выделено 66 млн рублей. Государство-то вкладывается в реформу, но нужно подходить паритетно – мы вложили уже почти 700 млн, а сколько потратили регоператоры? Купили 30 единиц техники на всех на 180 млн рублей. Никто не построил в этом году новый мусоросортировочный комплекс, не планирует и в следующем. Завод, построенный «Эко-сити», насколько мне известно, работает с 2015 года. Это действительно самый современный в регионе комплекс по сортировке отходов, с потенциалом для дальнейшего развития. Но республике нужно ещё несколько подобных объектов, причём не для галочки. Хочется увидеть, как у операторов растёт процент переработки отходов, тогда можно сделать вывод о качестве работы.

Без паники!

– Регоператоры разработали инвестиционные программы?

– Сложно планировать что-то на долгосрочный период, когда нормативная база постоянно меняется. С декабря 2018 года вышло более десяти изменений законодательства. Тем не менее программы есть, они на стадии рассмотрения. Я требую, чтобы операторы детально прописали, что конкретно будет развиваться на их территории.

Государство-то вкладывается в реформу, но нужно подходить паритетно – мы вложили уже почти 700 млн, а сколько потратили регоператоры? Купили 30 единиц техники на всех на 180 млн рублей.

На мой взгляд, экономически обосновано строительство полигонов ТБО, а не мусороперегрузочных пунктов: это дорого, а окупаемость растянется на годы. Во время поездки в Оренбург спросил у местного предпринимателя, который возит мусор на 160 км, почему не построит мусороперегрузочную станцию или полигон? Так вот, над вложениями в полигон он бы ещё подумал, а пункт перегрузки категорически отвергает: на него уйдёт 15 млн рублей, которые окупятся за 15 лет. Говорит, выгоднее взять ещё пару мусоровозов.

– Есть ли опасения, что операторы, не справившись, уйдут с рынка?

–  Не готов делать подобных прогнозов, думаю, если бы хотели, ушли бы раньше, когда им озвучили тарифы в 70 и 35 рублей. Мы застрахованы банковскими гарантиями, которые регоператоры представляли по результатам конкурса, к тому же закон позволяет в случае их отказа от своих обязанностей назначить регоператором государственное предприятие. Коллапса не будет. Мы рассчитываем, что наших регоператоров прокредитует Российский экологический оператор, тогда у них появятся оборотные средства, возможности закрыть долги, инвестировать в создание инфраструктуры.

– Одна из целей реформы – наладить раздельный сбор мусора. Когда он станет повсеместным?

– А что мешает сейчас поставить разноцветные контейнеры, организовать вывоз разных типов отходов, открыть пункты приёма бумаги, стекла, пластика? Реформа должна идти в комплексе. У граждан есть два пути организовать раздельный сбор: в многоквартирном доме такое решение принимают собственники, управляющая компания должна оборудовать контейнерную площадку и заключить договор на вывоз вторсырья, затем раз в полгода жильцам будут делать перерасчёт и им, например, придётся платить не 70 рублей, а 50. Другой вариант – организовать точки сбора, куда жители могут сдавать вторсырьё и получать деньги. Думаю, этим должны заниматься региональные операторы.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество