Ровно через месяц после сильного ливня, нанесшего ущерб городским дорогам в 43 млн рублей, в Октябрьском районном суде Уфы началось рассмотрение иска природоохранного прокурора к администрации Уфы. Надзорный орган требует принять на баланс 43,9 км сетей и 13 труб, по которым грязные дождевые и талые воды попадают в реки УфУ и Белую.
Всплыла проверка
«В июле-августе этого года по заданию генпрокуратуры РФ в рамках мероприятий, посвященных Году экологии, мы проверили соблюдение водоохранного законодательства на территории Уфы, - рассказывает заместитель башкирского природоохранного прокурора Рушан Хайртдинов. – Обнаружили, что реки Белая и Уфа загрязняются неочищенными стоками ливневых и талых вод с улиц города. Очистных сооружений нет, даже механических. Это наносит серьёзный вред окружающей среде, конкретно, главным рекам Башкирии и её обитателям. Конечно, строительство очистных сооружений – довольно дорогостоящее мероприятие. Но вся масса нефтепродуктов и других отходов, смываемых дождями и снегом с городских улиц в реки, кроме загрязнения природной воды, увеличивает нагрузку на очистные сооружения водоканала. Напомню, какой был ажиотаж среди населения по качеству питьевой воды после прошедшего 4 сентября сильного ливня. Специалисты брали пробы, к счастью, худшие опасения не подтвердились».
По информации, предоставленной прокуратуре администрацией Уфы, общая протяженность ливневой канализации – 124 километра, из них 43,9 – бесхозяйные. Это почти треть. Эксплуатирует сети специализированная организация МУП СУРСИС. Но при этом в организации нет данных, когда они были проложены, соответствуют ли ГОСТу, в каком состоянии находятся. Очевидно, что с потоками воды во время ливней они справляются с трудом. А как работают бесхозяйные, вообще никто не знает.
Природоохранный прокурор в судебном порядке потребовал от мэрии Уфы принять на баланс бесхозяйные участки ливневой канализации и разработать схему централизованного водоотведения.
4 октября в Октябрьском районном суде Уфы начался процесс. Следующее заседание назначено на 30 октября. Проблема с ливневой канализацией существует по всей республике, поэтому именно от этого решения зависит, какая судебная практика сложится в Уфе.
Нарушителей наказали
Параллельно проверка водоохранного законодательства проводилась прокурорами на территориях всех районов и городов республики. В результате выявлены нарушения водоохранного законодательства на реках Белой, Уфе и Каме.
«Уфаводоканал» на территории Демского района Уфы сбрасывал в Белую сточные воды с повышенным содержанием вредных веществ, - говорит старший помощник прокурора РБ по взаимодействию со СМИ Гузель Масагутова. - В частности, объёмы ионов аммония превышали допустимые нормативы в 49 раз, фосфатов – в 5 раз, свинца и других металлов более чем в три раза. Прокуратура потребовала устранить данные нарушения. В отношении сотрудника предприятия возбуждено три административных дела по трём статьям КоАП РФ (правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). Материалы проверки также направлены в региональное Управление Росприроднадзора для расчета и взыскания причиненного реке Белой ущерба».
Похожие нарушения выявлены в компаниях «Камводсервис» Краснокамского района, «Водоснабжающая компания» Стерлитамака.
В Архангельском районе прокурорская проверка установила, что в 2014 году фирма арендовала у Тавакачевского сельсовета биологическую очистную станцию. Компания использовала ее для очистки канализационных стоков, сбрасываемых в реку Аскын. Однако, в нарушение законодательства, она не получила разрешение на пользование данным водным объектом. Исследование специалистов показало, что предприятие не очищало стоки должным образом, что вело к загрязнению реки. При этом администрации района и сельсовета не проконтролировали использование арендованного объекта.
Прокурор района в судебном порядке потребовал устранить нарушения. Суд обязал администрацию Архангельского района, сельского поселения и ООО «Строй-Комфорт» в течение полутора лет привести в соответствие с требованиями законодательства деятельность по очистке жидких отходов.