Примерное время чтения: 5 минут
3711

Нагрели и не вернули. Как добиться перерасчёта за отопление?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Башкортостан №44 01/11/2017
За правильным начислением платежей надо следить.
За правильным начислением платежей надо следить. pixabay.com

По закону управляющая компания должна самостоятельно делать в первом квартале текущего года перерасчёт за прошедший отопительный сезон. Однако управленцы не торопятся это делать, а если жильцы не будут напоминать, то и вовсе могут забыть. 

Должны возвращать без напоминаний

Если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии, соответственно, управляющая компания расплачивается с поставщиком за поставленную теплоэнергию согласно показаниям прибора учёта. А жильцы платят за тепло равномерно в течение года по установленному нормативу (кроме тех населённых пунктов, где принято решение платить только в сезон).

Но по окончании зимнего периода управляющая компания должна производить перерасчёт: вычесть из той суммы, которую оплатили жильцы по нормативу, реальную сумму, сколько они потребили тепла, согласно данным приборов учёта тепла.

Чаще всего перерасчёт бывает в пользу жильцов. УК возвращает на лицевые счета собственников лишние потраченные средства. Если зима была суровой, то может случиться и обратное - жильцам приходится доплачивать, но такое наблюдается реже.

Согласно постановлению правительства РФ №154, корректировку управляющие компании должны делать самостоятельно и в установленные сроки без обращения собственников. К примеру, за отопительный сезон 2014-2015 года – до апреля 2015 года, за 2015-2016-е – до апреля 2016-го. Иначе УК попадают под штрафы.

Предписание есть, возврата нет

Однако на деле жителям приходится с боем добиваться перерасчёта за тепло и возврата своих кровных.

«Мы добились от нашей управляющей компании «УЖХ Кировского района» перерасчёта на свой дом за отопительный сезон 2013-2014 гг. - вернули 500 тысяч рублей, - рассказывает председатель домкома по адресу №102/3 по ул. Достоевского в Уфе Аделя Мусина. – В этом году подали на перерасчёт за 2015-2016 годы – 514 тысяч. Госжилнадзор по РБ в июле 2017-го выдал предписание УЖХ Кировского района вернуть деньги собственникам квартир. В платёжке за октябрь я увидела, что за отопление мне сделали перерасчёт. Обрадовалась, что проблема хоть и через три месяца, но решена. Но другие собственники квартир сказали, что у них плата по этой графе не уменьшилась. Выяснилось, что перерасчёт сделали только четырём квартирам из 70-ти. 

Факты
5725 обращений по вопросу нарушения прав потребителей в связи с неверным расчётом стоимости коммунальных услуг поступило в Госжилнадзор РБ с начала года.

Домком обратилась в УК, где замдиректора отмахнулась: «У меня на всех денег нет!» А в Госжилнадзоре, куда она пошла дальше, заявили, что каждый собственник должен написать заявление на перерасчёт, хотя это противоречит закону.

На запрос редакции в Госжилнадзоре ответили, что по этому случаю протокол об административном правонарушении в отношении УК составлен, материалы направлены мировому судье Кировского района Уфы.

Время уходит

В другом случае УК тянула время и всё-таки добилась своего.

Госжилнадзор по РБ выдал полтора года назад предписание управляющей компании «УЖХ Калининского района» вернуть собственникам дома №8/1 по ул. Ферина незаконно начисленные за три года 1,7 млн рублей за отопление. Но, по словам домкома Светланы Бельковой, сотрудники УЖХ стали тянуть время: подали заявление в Арбитражный суд РБ, пытаясь опротестовать предписание ГЖН. А потом заявили домкому, что срок исполнения предписания за сезон 2012-2013 годов, а речь шла о 680 тыс. руб., истёк. После многих хождений по инстанциям, жильцы дома всё же получили возврат – 505 тыс. руб. за сезон 2014-2015 годов. Долг за предыдущий так и остался «висеть». 

В Госжилнадзоре редакции подтвердили, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет три года, поэтому за сезон 2012-2013 гг. жильцы уже потеряли деньги. Однако заявитель вправе обратиться в суд. А за 2014-2016-е, по данным ведомства, жителям дома уже сделан перерасчёт.

Жалуйтесь прокурору

Если жалобы в УК и Госжилнадзор не помогают, надо жаловаться в прокуратуру, советует эксперт по ЖКХ Зухра Хуснутдинова.

Так, в июле этого года по жалобам жителей прокуратура провела проверку управляющей компании «УЖХ Орджоникидзевского района». Организация в течение трёх лет не делала корректировку платы за отопление и не возвращала деньги жителям двух домов Черниковки. Речь шла о сумме в 765 тысяч рублей. После прокурорской проверки перерасчёт был сделан.

Прокуратура нашла нарушения и в самом Госжилнадзоре РБ. Проверка в августе этого года показала, что должностные лица госкомитета не соблюдали сроки проведения мероприятий по контролю за исполнением выданных УК предписаний. В результате управленцы уходили от штрафов.

Также ведомство затягивало с подачей исков в суд, что препятствовало восстановлению нарушенных прав жильцов. В адрес председателя госкомитета внесено представление, семь лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Комментарий

Эксперт в сфере ЖКХ Александр Тетлянов:

«Обман, которым грешат практически  все управляющие компании - это «игра» с начислениями по оплате за коммунальные услуги. Управляющие компании не желают делать перерасчёт. Образовавшуюся разницу присваивают себе. Как противостоять этому воровству? Ежемесячно требуйте от сотрудников УК предоставления счетов, подтверждающих, сколько фактически было начислено денег за тепло ресурсоснабжающим организациям. Имея общий счёт на весь дом, вы легко сможете высчитать, какую сумму надлежит вам оплатить за вашу квартиру».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах