В уфимском Инорсе есть жилой комплекс, который по своей численности мало уступит иному муниципальному образованию республики. Называется он романтично - «Полесье», и проживают здесь около 11,5 тысяч человек. Но, как это часто бывает, в том числе в системе ЖКХ, чем больше людей, тем больше проблем. Управляющая организация «Полесье» научилась их решать и находить общий язык с самыми требовательными горожанами.
Встань пораньше
Стоит только выпасть снегу и уж тем более разгуляться метели, как с экранов ТВ, с интернет-ресурсов и из соцсетей на коммунальщиков обрушивается шквал критики: мол, из-за сугробов и к домам не пройти, и машину не поставить, и по дороге не проехать…
Конечно, легко быть диванным критиком и указывать на чужие недоработки, особенно когда снег идёт 24 часа в сутки. Но обитатели комплекса не из этого числа: они привыкли к тому, что буквально с шести утра их дворы оживают. В такую пору люди и техника работают по 12 часов без выходных - как это было, например, в минувшие новогодние праздники. Тем более, сейчас, когда в управляющей компании полностью укомплектован штат дворников, имеются три собственных трактора, а в самую горячую пору дополнительно арендуют нужную спецтехнику.
Директор «Полесья» Вера Аносова с улыбкой вспоминает, что когда их УК только организовалась, в штате было всего три человека. Приходилось самим и мусор убирать, и тротуары от снега чистить.
«Так что я теперь могу со знанием дела любому дворнику дать мастер-класс, показать, что он делает правильно, а что – нет» - смеётся Вера Александровна.
И большинство жителей микрорайона благодарят компанию за добросовестный труд. Хотя не обходится без формализма. Когда могут сфотографировать не ту кучу снега, которую убирают, а соседнюю, до которой руки ещё не дошли. А потом гордо выложить фото в интернет. Что примечательно, штрафы в таком случае ложатся на самих жильцов, в том числе на самого жалобщика - ведь других источников дохода в УК нет. Такой вот интересный поворот.
Как рассказывают в «Полесье», проблема во взаимоотношениях жильцов и управляющих компаний, к сожалению, не ограничивается только снегом за окном. Парадоксальная вещь - многие жалобщики, прекрасно зная о своих правах, напрочь забывают об обязанностях. Как не раз обращали внимание коммунальщики, один и тот же человек может пафосно негодовать по поводу сугробов во дворе, а потом глубокой ночью устроить веселье и не давать покоя соседям. Ещё одна типично городская проблема - среди должников по квартплате - сплошь и рядом люди, имеющие по нескольку квартир и машин... Но это всё же, скорее, исключения из правил. В основном народ в «Полесье» проживает добросовестный и ответственный. Так что в данном случае компания и жильцы, можно сказать, нашли друг друга.
Закон есть. Или нет?
«Есть и более системные вопросы, которые нам приходится решать, - продолжает директор. - Они в законодательстве. Нередко приходилось сталкиваться с ситуациями, когда одно Правительственное постановление противоречит другому, и непонятно, как в таком случае действовать».
Например, сейчас у всех на слуху такая проблема: плата за содержание общедомового имущества, которая теперь называется СОИ. После введения нового порядка его исчисления люди высказывают претензии в адрес управляющей компании. Но, если разобраться, выясняется, что к этой статье расходов управляющие компании не имеют никакого отношения: счёт по ней выставляют ресурсные компании, и им же поступают платежи. Вот только деньги за неё ресурсники собирают не напрямую, а через УК, которые оказываются в роли посредников, обязанных рассчитаться полностью и всю недостачу покрывать за свой счёт.
«Приходится долго на цифрах объяснять людям ситуацию. Не понимаю логики, ведь, если услуга предоставляется ресурсными организациями, они и должны собирать деньги. А сейчас мы оказываемся «крайними», весь негатив граждан направляется в нашу сторону» - говорит Вера Аносова.
Важно, что компания в этом и в других вопросах занимает активную профессиональную позицию. Специалисты участвуют в работе Национального жилищного конгресса и ежегодных всероссийских форумах руководителей предприятий ЖКХ при правительстве РФ. И свои проблемы стараются донести наверх в надежде, что будут услышаны.
Не откажут и примут
Отметим, что ООО «Полесье» входит в группу компаний треста КПД, который является застройщиком основного жилого фонда одноимённой УК.
«На базе предприятий группы компаний создана совместная техническая группа, в составе которой ООО «Полесье» как эксплуатирующая организация участвует в разработке новых проектных решений, которые отражают требования современных реалий в обслуживании многоквартирных домов. Целью работы этой группы является повышение уровня комфорта проживания в многоквартирных домах, а также высокая степень безопасности» - отметила Аносова.
Данная управляющая компания, кроме того, отвечает за жилые комплексы «Каскад» на улице Российской, «Изумрудный» на улице Нежинской и «Йорт» на улице Орджоникидзе.
Надо сказать, в «Полесье» регулярно обращаются собственники с просьбой принять на обслуживание их жильё. Не так давно был такой эпизод: прежде чем перейти сюда в управление, жильцы полтора года судились с предыдущей управляющей компанией!
«Панельный девятиэтажный дом 1974 года ввода в эксплуатацию был в плачевном состоянии, - вспоминает Вера Александровна. – Сейчас совместно с жителями восстанавливаем его практически из руин».
Прозрачность и отчётность
В компании не обошли вниманием и такое модное начинание как мобильные приложения, посредством которых можно сообщить о любой аварийной ситуации. Причём программа работает в обоих направлениях: жильцы делают заявку, а технические специалисты сразу определяют, кто и в какие сроки устранит неисправность. Разумеется, к проделанной работе прилагается фотоотчёт.
Вообще, прозрачная отчётность по всем позициям – тот фундамент, на котором во многом держится доверие жителей «Полесья» к своей управляющей компании. Этому способствует и очень грамотный технический состав УК. Главный инженер Радмир Бердигулов (на фото), например, постоянно следит за приборами учёта. Это особенно важно, поскольку все дома в комплексе имеют индивидуальные тепловые пункты. Система, хотя и автоматизированная, нуждается в контроле, чтобы избежать тех же перетопов, которые пару лет назад взбудоражили население республики. А вот «Полесье» осталось приятным исключением: проблем с резким повышением счетов за отопление не было в принципе. Более того, по итогам сезона владельцы квартир неоднократно получали от ресурсоснабжающих компаний заметные для кошелька возвраты.
Дворы для людей
«У нас очень хорошие советы домов. Организуем много мероприятий, в том числе новогодние праздники, Масленицу, День защиты детей. Приглашаем артистов, устраиваем аттракционы, катание на лошадках и многое другое» - рассказывает Вера Александровна.
Забота о маленьких жильцах проявляется не только в этом. ООО «Полесье» застелили резиновым покрытием футбольное поле и баскетбольную площадку, детские уголки. О грамотности управления говорит и тот факт, что такие детские сертифицированные площадки сейчас есть практически в каждом дворе, плюс к ним ещё 9 спортплощадок.
Постарались решить и самую злободневную проблему современных городских дворов – засилье личного автотранспорта. Для этого нашли место и обустроили внутри жилого комплекса парковку на 150 машин. Поэтому, прогуливаясь по заботливо обустроенным и продуманным дворам, уже не удивляешься, видя специальную площадку для выгула собак или круглосуточно работающие камеры видеонаблюдения: они помогают обеспечить не только порядок во дворах, но и сохранность всего коммунального хозяйства. Да и родителям гораздо спокойнее, когда за их детьми на улице присматривает электроника.
Действительно, сегодня на управляющие компании возложены многие не только бытовые, но и социальные вопросы.
«Отработав 12 лет в своей должности, я поняла: если бы не было управляющих компаний, многоквартирные дома, как живой организм, прекратили бы своё существование. Потому что именно сюда со своими заботами, прежде всего, обращаются люди» - уверена Вера Аносова.
И с этим вряд ли поспоришь.