aif.ru counter
389

Учёный, изучающий Капову пещеру, рассказал о связи Башкирии с Европой

Уфа, 26 ноября - АиФ - Уфа.

Доцент исторического факультета МГУ Владислав Житенёв 24 ноября презентовал в заповеднике «Шульган-таш» свою книгу о Каповой пещере.

Это первая большая научная монография, обобщающая результаты 60-летних исследований и современные представления о деятельности человека Ледникового периода в подземных святилищах. Учёный отмечает взаимосвязь между наскальными рисунками, найденными в Шульган-таше и европейских пещерах.

Фото: АиФ/ Олег Меньков

Книга в твердом переплёте с цветными фотографиями археологических находок была издана около двух недель назад и рассчитана не только на узких специалистов, но и всех, кого интересует далекое прошлое. Владислав Сергеевич отразил в ней результаты исследований палеолитических рисунков, жизни людей ледникового периода, проводивших ритуалы в Каповой пещере. Автор признаётся, что рождение книги было трудным и совпало с серьёзным заболеванием, которое, собственно, и подвигло его описать и обобщить находки Южно-Уральской археологической экспедиции 2008-2017 гг., проходившей под его руководством.

В следующем году исполнится 60 лет с момента открытия зоологом Александром Рюминым рисунков древних людей в Каповой пещере. До 1959 года никто не представлял, что они могут быть в России, на границе Европы и Азии. Тогда казалось, что эти объекты сосредоточены в основном во Франции и Испании.

Владислав Житенёв утверждает, что Капова пещера была своего рода храмом для первобытных людей, где они совершали определённые ритуалы. В этом значении многие современные жители воспринимают её до сих пор. Несмотря на, казалось бы, большой временной отрезок исследований, Шульган-таш остаётся неизученным до конца. Неизвестно по сей день, откуда пришла традиция рисовать в пещерах на Урале.

Учёный считает пещеру уникальной.

Фото: АиФ/ Олег Меньков

«Представьте 5 тысяч км, отделяющих Францию, Испанию, Италию от Южного Урала, - говорит Владислав Житенёв. - Благодаря находке украшений из прикаспийских раковин, изображения верблюда, новых пещер на Балканах и в польских Татрах можно предположить, что есть некая взаимосвязь между культурами древних людей, живших так далеко друг от друга. Почему сложно доказать ее существование? В каждой местности, где жил палеолитический человек, существуют святилища с подземными изображениями, есть каменный инвентарь, но он везде своеобразный, не принесённый откуда-то. Стиль, образы, идеи композиции размещения фигур внутри пещер – общие, а то, как люди делали каменные орудия, имеет глубоко местное происхождение. Явно, люди знали свой край, имели свои традиции».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах