Примерное время чтения: 7 минут
148

Саша или Шакирьян? Кто и зачем выдумывает небылицы о герое

Музей А.Матросова – Ш.Мухамедьянова» в здании Кунакбаевского сельсовета.
Музей А.Матросова – Ш.Мухамедьянова» в здании Кунакбаевского сельсовета. / Александр Костицын / АиФ

Как известно, Матросов ушёл в Красную армию из уфимской трудовой колонии в 1942 году, куда попал по приговору саратовского суда. Но в 80-е годы партийный идеолог и журналист Рауф Насыров запустил версию о том, что подвиг совершил вовсе не этот русский парень, а вороватый сын распутного пьянчуги из деревни Кунакбаево Учалинского района Шакирьян Мухамедьянов. И хотя документальных подтверждений этой версии нет, её апологеты время от времени придумывают и озвучивают новые и порой далеко не безобидные «доказательства». Причём «инкубатором» этих домыслов до недавних пор был местный музей.

Суд, которого не было

Версия, придуманная поначалу в интересах первого секретаря Башкирского обкома Мидхата Шакирова, продолжила жить и после его скандальной отставки в 1987 году. При этом никаких документов и судебных актов, подтверждающих миф, за сорок лет так и не обнародовано. Но периодически в башкирских СМИ появляются материалы о том, как Рауф Насыров «открыл башкирское происхождение Матросова». Весной этого года на одном из местных телеканалов показали ролик, где наряду с прежними привычными утверждениями озвучили откровенные небылицы. 

Дело в том, что в здании сельсовета Кунакбаево имеется «Музей Героя Советского Союза Александра Матросова (Шакирьяна Мухамедьянова)». Об этом рассказывают учалинские сайты, а на фасаде здания, на большом баннере размещена соответствующая информация с приглашением посетить музей.

В упомянутом ролике экскурсовод утверждала о якобы наличии судебного решения о признании тождества личностей Александра Матросова и Шакирьяна Мухамедьянова: «Рауф Хаевич Насыров подал в Верховный суд. Был суд. В итоге как бы всё было доказано. Документы были, но как объясняют, национализировать героя нельзя».

В реальности обстояло иначе. В районный и Верховный суд РБ несколько раз заявления подавал не Р. Насыров, а «совет аксакалов» Учалинского района. Ранее эти же «аксакалы» требовали исправить надпись на памятнике Александру Матросову в Уфе, выбив «Шакирьян Мухамедьянов».

Однако летом 1993 года председатель ВC РБ Булат Тлякбирдин, сославшись на ГПК РФ, сообщил главе «совета аксакалов» Рамазану Нигматуллину, что подобного рода дела не подлежат рассмотрению в судебном порядке, поскольку «не ведут к изменению или приостановлению личных или имущественных прав», о чем местных жителей и проинформировала 29 июля того же года районная газета «Серп и молот».

Газета «Серп и молот»
Газета «Серп и молот» Фото: АиФ/ Александр Костицын

Но главное заключается в том, что личность Александра Матросова была подтверждена Верховным судом РСФСР ещё в 1967 году, когда с парня снимали судимость за нарушение паспортного режима. Поэтому сторонникам гипотезы о Шакирьяне Мухамедьянове не раз предлагали обратиться непосредственно в Верховный суд страны для пересмотра дела А. Матросова «по вновь открывшимся обстоятельствам» и предъявить там свои «доказательства». Только Верховный суд РФ вправе дать им оценку и принять законное решение. Правда, смельчаков, пожелавших судиться в Москве, не нашлось.

Принятие к рассмотрению исков в Башкирии для местных судов означало превышение их полномочий. Но подставляться ради «проекта» Р. Насырова они не собирались, найдя в 1993 году аккуратные формально-юридические основания для отказа.

Ещё три месяца назад через социальную сеть мы просили уважаемого экскурсовода из Кунакбаево сообщить, когда же состоялся суд, на котором «как бы всё было доказано», и где судебное решение. Ответа не получили.

Особенно резанула в упомянутом ролике фраза о «национализации героя». Мало того, что она не подтверждается никакими документами – на ровном месте она создает определённое межнациональное напряжение. Странно, что бывший педагог это не почувствовала.

Подчеркнём, что во время Великой Отечественной войны, несмотря голод, лишения и невзгоды, моральная обстановка в Учалинском районе была здоровая, интернациональная. Это следует воспоминаний граждан, из документов Национального архива РБ, учалинской и республиканской прессы военного и послевоенного времени.

Музей ликвидирован

Мы решили съездить в Кунакбаево и на месте уточнить: вдруг, действительно, там появились какие-то новые документы. Однако, приехав в село днем 17 июня 2022 года, неожиданно выяснили, что доступ в музейную комнату закрыт. При этом никакой информации о режиме работы музея и порядке его посещения ни на здании сельсовета, ни в интернете нет.

Сотрудники сельсовета сообщили, что музеем заведует руководитель местного ДК, единственный, по их словам, человек, владеющий ключами от музейной комнаты. Однако установить её местонахождение не удалось. Здание ДК также оказалось закрыто на замок.

Работники сельсовета наперебой давали противоречивую информацию о местонахождении завклубом: «Ушла на обед», «Уехала на весь день в Учалы», «Когда будет – неизвестно» и так далее. Сложилось впечатление, что нас вводили в заблуждение, чтобы не допустить в музейную комнату, при этом отслеживая из окон наши перемещения. Всё это напоминало сценку из сельской художественной самодеятельности.

Позднее из соцсетей мы узнали, что доступ в музей, действительно, ограничен и для людей с «улицы», желающих попасть туда, требуется разрешение главы Кунакбаевского сельсовета. А особо настырных и вовсе отправляют в районную администрацию.

Между тем в Уфимском юридическом институте тоже есть музей Героя Советского Союза Александра Матросова, причём расположенный на режимной территории. Но попасть туда по предварительной заявке может любой желающий. Вот образец уважительного отношения к памяти героя и жителям города!

Деревня Кунакбаево раскинулась в живописном месте.
Деревня Кунакбаево раскинулась в живописном месте. Фото: АиФ

Из документов мы выяснили, что «Музей Героя Советского Союза А.Матросова – Ш.Мухаметьянова» (почему-то через «т», а не через «д» – Авт.) в Кунакбаево, зарегистрированный как юрлицо 21 апреля 2010 г., ликвидирован решением учредителя – местного сельсовета 13 мая 2014 г. «Совет аксакалов г.Учалы и Учалинского района» тоже ликвидирован налоговой службой России как недействующее юрлицо, ещё 31 августа 2007 г.

Сейчас, как нам на условиях анонимности объяснили в Учалинском историко-краеведческом музее, кунакбаевское «заведение» «в подвешенном состоянии». Это и понятно – ни реликвий, ни документов там нет. Не считать же таковыми пожарную каску отца Шакирьяна, стенд с шежере Мухамедьяновых да литературные сочинения кунакбаевцев.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к главе администрации Учалинского района Руслану Гилязетдинову. В своём ответе и.о. главы Алик Салахутдинов подтвердил, что музей не имеет статуса юрлица и представляет собой экспозицию в выставочном зале Кунакбаевского сельсовета. Теперь посетить экспозицию можно через сотрудников Учалинского историко-краеведческого музея. Видимо, отныне вести экскурсии будут специалисты, а не самодеятельные экскурсоводы. Надеемся, более профессионально и объективно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах