Примерное время чтения: 8 минут
161

«Пришло время писать о войне». Писатель из Уфы о современной литературе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Башкортостан № 18 05/05/2022
Большинство молодых предпочитают книгам гаджеты.
Большинство молодых предпочитают книгам гаджеты. freepik.com

В литературу писатель Игорь Фролов вошёл как автор книги «Бортжурнал № 57-22-10» - сборника невымышленных историй о жизни и службе военных вертолётчиков, посвящённого советскому Дальнему Востоку и войне в Афганистане, в которой ему довелось участвовать лично. В интервью «АиФ-Башкортостан» он рассуждает о том, почему сейчас нужно писать военные книги.

Игорь Фролов

Игорь Фролов Фото: Из личного архива

Досье
Игорь Фролов родился в 1963 году в г. Алдан Якутской АССР. Окончил Уфимский авиационный институт. Воевал в Афганистане. В 2008 г. его книга прозы «Вертолётчик» вошла в шорт-лист Бунинской премии, а повесть «Ничья» стала финалистом премии И. Белкина. Член Союзов писателей Башкирии и России, Союза журналистов РБ и РФ.

Не второсортный жанр

Юрий Татаренко, «АиФ-Башкортостан»: Что вы сегодня думаете о крылатом выражении «Когда говорят пушки, музы молчат»?

Игорь Фролов: Если обратиться именно к нынешнему дню, сразу скажу: искусство и война не так далеки друг от друга, как это представляется на непосвященный взгляд. Война сама по себе есть искусство, если хотите, один из его видов. Я, например, в начале своего литературного пути выбрал из своей войны одну только линию – юмор на войне. Но сейчас уже решился и на более широкое осмысление – пишу роман далеко не юмористический...

Не согласен с теми, кто говорит, что военная литература второсортна как жанр. За десятилетия литературной работы – писательства и редакторства – у меня по литературной шкале ценностей выработалось своё мнение. Главной для формирования личности и как читателя, так и писателя, я считаю детскую литературу. Но это отдельная тема... А вот военную я считаю колыбелью литературы вообще.

– Это серьёзно?

– Вполне. Можно вспомнить «Махабхарату», «Илиаду», наше «Слово о полку Игореве» – гениальные произведения, и гений авторов был в полной мере раскрыт именно на военной теме. В юности я подозревал, что «Слово…» – литературная подделка, рождённая во времена первооткрывателя его Мусина-Пушкина, но в подлинности меня убедил Пушкин. Он вполне резонно заметил, что в те времена не было гения словесности такого уровня – сам Пушкин ещё не родился, Карамзин был не поэт, а Державин хоть и поэт, но неграмотен. К слову, читать «Слово…» советую в оригинале с комментариями Олжаса Сулейменова, а не псевдоперевод Лихачёва

– Значит, русская литература вышла не из гоголевской «Шинели»?

– Из шинели военной тоже – точнее, мундира. Поручики Лермонтов и Толстой чего стоят. Сам Пушкин мечтал попасть на войну – не зря же он в Арзрум без разрешения сбегал, чтобы там с копьем наперерез в одиночку на турок пойти, – испытать себя в настоящей, недуэльной опасности, то есть, не за собственную честь под пулю встать, а за други своя, за Отечество.

Война дает писателю правильное понимание жизни, обведенной контуром смерти – и смерти не в своей постели и неизвестно когда, а смерти как необходимого атрибута войны. Писатель, родившийся из войны, рождается уже взрослым. А те, кто попадает на войну писателем, обретают настоящее дыхание гения. Это хорошо видно на творчестве Гумилёва и Блока, к примеру.

Война – двигатель искусства

- А если взять советскую литературу?

- Пусть в меня кинут камень, но считаю, что лучшими её образчиками стали произведения о Гражданской и Великой Отечественной войнах. Даже Булгакова с его «Белой гвардией» я считаю рождённым войной. А лучший детский писатель – тот самый укор нам, советским подросткам, кто в наши годы полком командовал, – Аркадий Гайдар. И даже в отношении к поэзии у меня с возрастом меняются приоритеты. Военная лирика Багрицкого, Гудзенко, Твардовского котируется «среди меня» так же высоко, как поэзия Серебряного века или наших поэтов-шестидесятников… Могу сказать, что в моей системе координат, война – двигатель искусства…

– Каковы перспективы современной военной литературы?

– Моё твердое убеждение: сегодня наступило время писать о войне. Во-первых, патриотизм востребован, как никогда в новейшей Истории. Во-вторых, поредели ряды либеральной литературной элиты. Мне тут вспоминается фильм «Чапаев», атака каппелевцев. «Красиво идуть», – с уважением замечает один чапаевец. «Антиллегенция», – кивает второй. И тут начинает работать пулемет Анки… В нашем случае роль пулемёта исполнил страх этой интеллигенции. Кстати, она пока не верит, что прежняя жизнь кончилась, – мол, пересидим, и обратно, люстрацией заниматься. Но человек предполагает, а История располагает. И я думаю, что сейчас самое время выходить на передний край той литературе, которая была задавлена томами книжек «креативного» класса. Хотя, задача эта по-прежнему трудная.

- Почему?

- Сбежали самые слабые духом. Многие остались – и продолжают рулить. К примеру, я ничуть не удивился, когда на День космонавтики по Первому каналу показали американский фильм о том, как Америка победила Советский Союз в космической гонке, высадившись на Луну. Пусть это не литература, но разве сменились директора издательств?

Тут, конечно, вопрос не столько к литературной политике отдельных журналов и издательств. Спрашивать нужно с экономической структуры нашего нынешнего строя вообще. Но пока он не поменялся на что-то «более лучшее», начинать можно (если уж министерство культуры не чешется) с министерства обороны. Патриоты в первую очередь нужны ему. И патриотов нужно воспитывать.

– На чём, например?

– Сегодня в интернете выложено множество текстов мемуарного характера о войнах нашей новейшей истории – в частности, сайты «Искусство войны», «Окопка», но в большой литературный процесс эта мемуаристика не проникает. В то же время председателем Союза писателей России избран Николай Иванов – «афганец» и «чеченец». Звёзды, как говорится, сошлись. Союзу писателей остаётся проявить инициативу, чтобы под эгидой минобороны (почему бы не примкнуть минкульту с минобром?) начать выпуск специальной военно-патриотической серии книг прозы и поэзии. Открыть тем же «Словом о полку Игореве», продолжить избранной русской и советской военной классикой, и представить войны современности – как уже известными именами, так и новыми. А новые имена обеспечим мы, участники сайтов военной литературы.

Но выпуск серии – полдела. Нужно ввести в военных училищах и военно-учебных центрах курс военно-патриотической литературы, и, конечно, адаптировать этот курс к школам и вузам… Словом, у меня есть соображения по поводу военно-патриотической литературной экспансии, и если СП РФ и Союз молодых литераторов при СП заинтересуется такой инициативой, её можно предметно обсудить.

Минимум баталий

– Сможет ли автор, пишущий о войне, завоевать читателя?

– Если он хочет получить широкую читательскую аудиторию, не опускаясь при этом до ширпотреба, нужно стараться как раз войну и не выпячивать. Она должна находиться на втором плане, в засаде, если хочешь, выскакивая в нужные моменты и создавая кульминации и катарсисы. Батальность не должна быть главным действующим лицом в хорошем произведении о войне. Тут могу признать правоту автора известного романа «Асан» Владимира Маканина: если бы у него самого был необходимый и точно прописанный минимум военных декораций, в которых разворачивается не история о воровстве, приправленная гомосексуальными мечтаниями. Вообще, непосредственно война на войне не занимают большую часть жизни солдата. Обостряется радость жизни в военных декорациях – вот её и нужно описывать, чтобы тебя читали.

– Но будут ли это издавать?

– Наши издательства, застрявшие в парадигме 90-х, сами это не поймут, им нужно помочь, создав с помощью государства структуру для производства и распространения «правильной» литературы, – плюс богатый премиальный фонд, с подключением перевода литературного языка в кинематографический, что будет способствовать всё более широкому – и глубокому – охвату читательских масс. И, не исключаю, что создание такого военно-патриотического локомотива поможет вытянуть на правильные рельсы и другие жанры – от мелодрамы до интеллектуальной прозы. Сегодня экономику спасет именно «оборонка», – почему бы не попробовать ту же схему и в литературе?

Оцените материал

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах