Вклад республики в победу над фашистской Германией огромен: в годы войны из Башкирии ушли на фронт более 700 тыс. призывников и добровольцев. Здесь производились патроны, мины и снаряды, топливо, авиационные моторы, бронепоезда.
В Уфе и Ишимбае шили гимнастёрки и шинели, уфимская, стерлитамакская и ишимбайская обувные фабрики перешли на армейскую обувь. Металлурги Белорецка освоили выпуск легированной стали для авиационной и танковой промышленности. Село поставляло фронту лошадей, мясо, зерно, овощи и картофель.
Вся мощь страны
Военная реальность превратила Башкирию из аграрной республики в индустриальный регион. В справке секретарю ЦК ВКП(б) Андрееву от 27 ноября 1941 года о размещении эвакуированных предприятий говорится: «Башкирская республика по своему стратегическому положению глубокий тыл, по сырьевым возможностям – богатые залежи рудных и нерудных ископаемых, огромным энергетическим ресурсам – нефть, уголь, реки и близости к металлургической базе Урала – должна быть одним из наиболее крупных и важных районов базирования промышленности».
Как пишет в сборнике «Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны» историк Ахмадиев, Башкирия стала крупным тыловым промышленным районом, в который было эвакуировано 172 предприятия машиностроительной, электротехнической, химической промышленности из многих республик и областей РСФСР. Большинство предприятий развернулись в Уфе, а завод нефтяного оборудования, станкостроительный, предприятия содово-цементной промышленности – в Стерлитамаке.
«Великая Отечественная война оказала ключевое воздействие на индустриальное развитие республики, - комментирует руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества Рамиль Рахимов. - Планы промышленного строительства, которые обсуждались в годы второй пятилетки, в годы войны были реализованы либо получили основу для развития в 50–60-е гг. Это касается нефтедобычи и нефтепереработки, бурого угля, энергетики, содового производства, машиностроения. А основой, что позволила провести массовую эвакуацию, была железная дорога. Именно наличие магистрали, не перегруженной как Транссиб, а вполне подготовленной, позволило наладить перемещение заводов и людей в одну сторону, оружия, боеприпасов, топлива и воинских контингентов в другую. Как и в годы Первой мировой и Гражданской войн, железная дорога «включила» Уфу и Башкирию в политическую, экономическую жизнь страны, способствовала промышленному и культурному развитию. В летний период железную дорогу дополнял развитый в то время водный транспорт – Бельское речное пароходство было частью большой Волжско-Камской системы водных путей».
«Исключительная антисанитария»
Одновременно в Башкирию прибыло почти 250 тыс. эвакуированных, в числе которых – не только высококвалифицированные рабочие и инженеры, но и учёные, деятели культуры. Жилищного фонда остро не хватало. В той же справке Андрееву говорилось, что 345 ярославских рабочих живут в Уфе в тяжёлых условиях. «Тов. Лебедев (техник завода) живёт по Тукаевской, 50 с семьёй 5 чел. занимает 8 кв. метров. Семья из 5 чел. тов. Баканова (начальник 3-го корпуса 151-го завода, ныне призван в РККА) живёт на Кооперативной поляне (затопляемая зона) занимает 6 кв. м, за квартиру платит 60 руб. в месяц… Рабочий Котов живёт в Нижегородке в комнате 10 кв. метров, в которой находится две семьи из 6 человек. В комнате грязь, холод».
В справке от 2 мая 1942 года о состоянии, размещении и бытовом обслуживании эвакуированного населения констатируется, что башкирским Совнаркомом проведена значительная работа по размещению рабочих и служащих заводов им. Ленина и №26, Академии наук Украинской ССР, Московского мединститута, Наркомнефти, Наркомместпрома, Наркомсобеса. Но отмечались и недостатки. Так, в Уфе «общежития завода №688 по ул. Гражданской, 30 (бывш. школа №50), где размещено 322 чел. … находятся в исключительно в тяжёлом состоянии. В комнатах, не приспособленных для жилья, находится по 10-15 человек, большая скученность, спёртый воздух; в комнатах нет кроватей, стульев, столов; люди разместились на грязном полу, на своих узлах; в помещениях грязно, исключительная антисанитария». Неудобства испытывали не только рабочие, но и семьи среднего и высшего начсостава РККА, которых нередко селили в сырых подвалах.
«Переселение в Башкирию значительных масс людей вызвало множество проблем, связанных с социально-экономической, профессиональной и культурной адаптацией переселенцев, осложненных к тому же условиями военного времени, — поясняет кандидат исторических наук Игорь Кучумов. - Эвакуация населения из западных областей страны в Башкирию происходила в сжатые сроки, а численность эвакуируемых была значительной. Республика, как и другие районы страны, не была готова к таким масштабным и внезапным иммиграциям, а резкое ухудшение вследствие войны экономической ситуации создало дополнительные трудности для размещения прибывавших сотен тысяч человек. Их необходимо было расселить, обеспечить им бытовое обслуживание и трудоустроить».
Всемирный интернационал
В документах того времени говорится о мобилизованных в 1943 году немках, которые трудились в нефтяной промышленности. Более 2,5 тыс. киргизов и узбеков работали на паровозоремонтном заводе, где даже открыли чайхану и выписали газету «Кзыл Узбекистан». В 1944 году в Башкирии появились спецпоселенцы из Крыма и спецмобилизованные немцы – их отправили на предприятия по нефтеразработке. Широко известно, что в 1941-1943 годах в Уфе размещался Исполком Коминтерна. Кроме того, эвакуировали четыре детдома с испанскими детьми (622 человека), более 2 тыс. членов семей бойцов и командиров Польской армии в СССР.
Село спасли женщины и дети
Согласно архивным документам, представленным в сборнике Ахмадиева, мобилизация и отток людей в оборонку привели к тому, что к концу 1941 года численность трудоспособного населения в колхозах сократилась на 36%, а к концу 42-го – на 55%. Значительную часть техники и лошадей передали армии. Резко сократились поставки сельхозмашин и топлива. Убыль рабочей силы восполнялась за счёт женщин и подростков. Тем не менее, в годы войны в Башкирии расширили посевы кок-сагыза – сырья для резиновой промышленности, освоили новую для региона культуру – сахарную свеклу. Подобные планы были ещё до войны: эту сельхозкультуру решили возделывать, чтобы снабжать сахаром рабочих. Но специалистов не было. В годы войны помогли эвакуированные украинские учёные. Потом появились свои специалисты, их стал готовить наш сельхозинститут.
4 марта 1944 года нарком госбезопасности БАССР Соколов сообщал, что вследствие неурожая в 1943 году в юго-восточных и северо-восточных районах население испытывает «чрезвычайно серьёзные продовольственные затруднения», люди пухнут от голода, «колхозники режут последний скот, вынуждены употреблять в пищу мясо павшего скота, кошек и т.д.».
На мирные рельсы
С началом войны обострился дефицит кадров, поэтому на работу в так называемые трудармии призвали всё трудоспособное население от 16 до 55 лет. Эта практика продлилась до конца войны. Значительное число рабочих Башкирия направляла в другие области. В декабре 1943 года зампредседателя Совнаркома БАССР Вальшин писал: «В торфяной промышленности работает несколько десятков тысяч рабочих, мобилизованных в Башкирской АССР, из них до 20 тыс. работают на торфопредприятиях Наркомата электростанций, снабжающих торфом оборонные предприятия страны».
Когда наступил перелом в войне, Башкирия активно включилась в восстановление экономики освобождённых территорий. Постановлением Совнаркома БАССР от 26 января 1943 года в Ростовскую область из совхозов и МТС республики мобилизовано по 340 тракторов и плугов, по 150 сеялок и машин, отправлено около 500 механизаторов, механиков и агрономов.
Решением бюро Башкирского обкома ВКП(б) от 30 августа 1943 года создан республиканский комитет по оказанию помощи Ворошиловградской области. К концу года туда ушёл 91 вагон промышленного оборудования и материалов, трактора, сеялки, плуги, более 9 тыс. голов лошадей, по 15 тыс. голов крупного рогатого скота, овец и коз. Технику сопровождали 140 трактористов и 8 механиков МТС.
По призыву ЦК ВЛКСМ тысячи башкирских комсомольцев, преимущественно девушек, восстанавливали тракторный завод и строили жильё в разрушенном Сталинграде. Сами же посланцы Башкирии жили в подвалах, палатках и землянках.
В 1943-1944 годах в освобождённые районы страны отправлено 8,7 тыс. башкирских лошадей.
Общий настрой был такой: сделать всё для скорой победы. И труженики тыла как могли приближали её. А 28 июля 1945 года первых 450 демобилизованных фронтовиков торжественно, с духовым оркестром встретили на уфимском вокзале.