Термин «дача» бытовал веками и обозначал крупное землевладение. К концу XIX века в общепринятом употреблении он уже обозначал загородный дом с участком, где живут и отдыхают в летние месяцы. Историк Михаил Роднов в своей книге «Уфимские дворяне-помещики на закате Империи» рассказывает, что представляли собой дачи в тот период и почему земельная собственность для некоторых дворян стала фактором социальной деградации населения.
Дохода не приносили
До отмены крепостного права в Уфе была наиболее известна «балкашинка». Её возвёл оренбургский гражданский губернатор Н.В. Балкашин к северу от города, на горе возле современного Южного автовокзала. Здесь собиралось уфимское светское общество. Это был, как свидетельствовал краевед М. Сомов «загородный дом, в роде итальянской виллы с отдельным павильоном, прекрасными цветниками и оранжереями».
Однако после того как чиновник получил новое назначение и уехал из города, всё это было «сломано и уничтожено». Впоследствии на этом месте возник дачный посёлок, остаток которого сохранился в виде деревянного особняка купца Костерина.
В первой половине XIX века вокруг Уфы существовало много небольших имений, являвшихся дачами, но с крепостной прислугой. Серьёзного дохода хозяевам они не приносили, их главной функцией был летний отдых семейства помещиков. Подобные дачи в 1861 году содержали редактор местной газеты И.П. Сосфенов, начальник губернского жандармского управления А.Г. Краевский, семья популярного уфимского аптекаря А.Ф. Боссе.
«Все эти помещики-дачники основной доход получали со службы, маленькие именьица содержались за счёт хозяев, почему после 1861 года многие подобные усадьбы быстро были проданы», - уточняет автор книги.
Культурные центры
К концу XIX века вокруг столицы Уфимской губернии возникают целые дачные поселки, в первую очередь, на территории к северу от города между реками Белая и Уфа.
«Как и по всей стране, складывается своеобразная дачная культура, изящные деревянные особняки становятся центрами притяжения интеллигенции, культурными гнёздами. Ядром одного из таких дачных посёлков стала усадьба дворян Новиковых, недалеко от археологического памятника «Чёртово городище». В 1878 году там обосновался имам и предприниматель З. Максютов, содержавший кумысолечебницу. В советское время здесь появится санаторий «Зелёная роща», - пишет автор.
Бывшие дворянские поместья, ставшие дачами, приносили доход владельцам за счёт сдачи земли и покосов в аренду, торговлей сеном и овсом. Последние активно потребляло большое конское поголовье уфимцев. Так, за рекой Уфимкой, напротив города, в деревне Елкибаево лежало старинное поместье дворянской семьи Курковских. В 1912 году половину площади хозяйства занимали лесные угодья. Большая часть сенокосов и пашни сдавалась в аренду крестьянам.
Но были и те дворяне, для которых, как считает автор, земельная собственность стала фактором социальной деградации. «Низкий образовательный уровень многих небогатых дворян препятствовал успешной карьере на государственной (земской) службе. Единственным способом существования оставалась эксплуатация своих небольших клочков земли», - пишет автор. Так происходило «омужичивание» мелкопоместного уфимского дворянства. Как пример, приводится судьба Анатолия Баженова, которого его отец, вышедший капитаном в отставку после Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, прижил с кухаркой. Мальчик не получил никакого образования, рос малограмотным. Когда подрос, принялся за работу не хуже крестьянина, наладил своё хозяйство, женился на крестьянке, которая подарила ему семерых детей. Всегда ходил в крестьянском зипуне и лаптях.