Примерное время чтения: 6 минут
772

Оцепляли храм, обзывали пьяными хулиганами. Пасха в Башкирии 38 лет назад

Прихожанам Михаило-Архангельского храма в Бирске попасть на службу было очень сложно.
Прихожанам Михаило-Архангельского храма в Бирске попасть на службу было очень сложно. Группа Михаило-Архангельского храма в соцсети "Вконтакте"

Есть в Бирске знаменитая Галкина гора, с которой и начинался город. На ней возвышается Михаило-Архангельский храм, построенный еще в 1840-х годах. В советское время это святое для верующих место стало символом нападок и репрессий. Атеистические атаки на верующих начались 22 апреля 1984 года, когда Пасха совпала с днем рождения Владимира Ленина. О том, на что шли власти, борясь с религией, рассказывает обозреватель UFA.AIF.RU.

Дружинники хватали, а люди прорывались

В субботний вечер толпы бирян двигались в сторону единственно действующего храма в городе. По мнению очевидцев того времени, к месту богослужения стягивалось очень много народу, в том числе и молодежь. Местные власти предусмотрительно выставили оцепление из дружинников. Идейные атеисты пытались перегородить дорогу верующим и не пустить их в храм. Но людей было так много, что оцепление не справилось, и многие попали на службу. Однако почти всех, осмелившихся противиться властям, ожидали репрессии и гневное осуждение идейно верных. Особенно злобным нападкам подвергалась молодежь, которая, по мнению властей, должна была быть поголовно атеистичной.

Очевидец драматических событий Прасковья Лобова жила в то время рядом в непосредственной близости к храму. Под утро в конце службы женщина помогла двум студенткам Бирского фармацевтического училища преодолеть оцепление, а именно завела к себе во двор и вывела девушек на другую улицу.

«Дружинники с повязками на рукавах хватали молодежь, преграждая путь в церковь, где я прислуживала с 1945 года, – вспоминала ныне покойная Прасковья Лобова, вдова погибшего в 1944-м в Белоруссии фронтовика Николая Лобова, который в 1930-е был «раскулачен» и репрессирован, но из лагеря добровольцем ушел на фронт. – Было уже темно и во мраке горкомовцы с криками "Назад!" и "Стой!" гоняли по крутому склону ребят и девушек, валили их на землю. И все же части молодежи удалось прорваться в храм.

Чистки и проработки «алкоголиков»

Тогда желающих попасть на службу в газетных статьях назвали «пьяными хулиганами». Но «алкоголиков» оказалось слишком много и потребовалась показательная расправа. Так выявили местного секретаря первичной комсомольской организации, которая осмелилась покреститься. «Возмутительный факт» - такой вердикт вынес тогда первый секретарь башкирского обкома КПСС Мидхат Шакиров.

«Перепуганное начальство из горкома партии говорило нам, что дело находится на личном контроле у первого секретаря обкома!» – рассказывает бывший член партийного бюро бирской швейной фабрики Валентина Карасева.

«Не отвратительно ли, не мерзко ли бывшему комсомольскому активисту опуститься до звания «рабы божьей»? – написали в газете «Ленинец» про исключенную из комсомола девушку – инвалида по зрению.

После Пасхи в местных учебных заведениях начались «чистки» и «проработки». На наспех созванных комсомольских собраниях клеймили позором и исключали из рядов. Не имевших отношения к политическим организациям студентов запугивали «волчьими билетами». Местные жители вспоминают, что власти тогда перетрясли весь город в поисках «нарушителей устава», и, к своему удивлению, не обнаружили ни одного тунеядца, алкоголика или прогульщика. Напротив, все, кто прорывался на службу в Пасху, были положительными людьми, а некоторые даже отмечены государственными наградами за трудовые успехи.

Не сумев выявить всех «неблагонадежных» элементов в городе, местные чиновники решили организовать антирелигиозный диспут на швейной фабрике – крупнейшем предприятии Бирска, на котором трудились без малого тысяча человек.

Но и тут «нашла коса на камень».

«От участия в нем уклонились почти все рядовые комсомольцы и коммунисты, беспартийные сотрудники и «несоюзная молодежь», несмотря на то, что в цехах предприятия по распоряжению директора Любови Гринберг отключили от сети электрооборудование и «вырубили» свет, – продолжает Валентина Карасева. – Во избежание открытого конфликта с рабочими и лишней огласки, дело замяли.

Показательные гулянки и конспирологические версии

Впредь власти стали действовать превентивно. На будущий 1985 год во время религиозных праздников, возле церкви стали собираться большие компании выпивающих и танцующих забулдыг. Надо сказать, что действовал горбачевский «сухой закон», но милиция ни кому из дебоширов претензий не предъявляла. Ходили слухи, что пьянчугам даже специально подвозили на милицейских машинах к храму транзисторы, самогон и кислушку.

Позже обкомовское начальство выдало конспирологическую версию о том, что враги готовят идеологическую диверсию к тысячелетию Крещения Руси.

«В связи с приближающимся тысячелетием начала введения христианства на Руси противник пытается использовать церковный юбилей для новых идеологических диверсий», - заявил Мидхат Шакиров в 1986 году.

Через год главного воинствующего атеиста Башкирии отправили в отставку и, что неудивительно, сразу же прекратились гневные нападки на верующих. А позже было отменено государственное финансирование атеистической пропаганды по всей стране. Как ни странно, но бесплатно бороться с православием никто не захотел.

Примечательно, что Михаило-Архангельский храм в 2012 году был отреставрирован и преображен. Можно только представить, сколько усилий и средств было потрачено на его дискредитацию во времена агульного атеизма. Но по сей день во все православные праздники к нему тянутся тысячи людей. Практически ежедневно в нем проводятся литургии, совершаются таинства крещения, венчания, отпевания и многое другое. Этот памятник архитектуры является святым местом для огромного числа людей.

Главный атеист Башкирской АССР Мидхат Шакиров похоронен по мусульманскому обряду. Фото: АиФ/ Александр Костицын
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах