В уфимскую полицию массово поступают обращения горожан, которые заявляют, что им продали несуществующие телефоны. Магазин техники Premium Store завоевал доверие покупателей хорошей рекламой, а в итоге гаджеты не поставил. Предварительная сумма ущерба оценивается в несколько десятков миллионов рублей, и заявления продолжают поступать. Корреспондент UFA.AIF.RU пообщался с потерпевшими и узнал подробности нашумевшей истории.
Через блогеров и СМИ
Один из пострадавших, 27-летний уфимец, на условиях анонимности рассказал о том, что потерял 180 тыс. рублей, заказав два телефона.
«В мае этого года я совершил крупную покупку в данном магазине, - говорит мужчина. - Товары доставили с незначительной задержкой в одну неделю, но стоит отметить, что все пришло оригинальное и качественное. Исходя их прошлого опыта заказа, 15 октября, я снова обратился к этим продавцам за покупкой двух телефонов по 90 тыс. рублей. Средняя цена за такой же телефон в наличии в других магазинах – 130 тысяч».
«О магазине я узнал через рекламу у местных блогеров, к которым было доверие, – рассказывает молодой человек. – Также была масса положительных отзывов и цены ниже рынка на 30-35%».
То, что мужчину обманули, он понял не сразу. Сначала продавец постоянно переносил сроки доставки. Затем выяснилось, что уфимец такой не один, пострадавшие стали писать о своих ситуациях в социальных сетях. Тогда уже стало ясно, что обещанные телефоны не привезут. Так мужчина потерял почти 200 тыс. рублей.
Внушала доверие
В числе пострадавших есть те, у кого сумма ущерба гораздо больше. Так, 27-летней уфимке Анастасии доверие продавцу стоило 3 млн рублей.
Ранее девушка обращалась к данному продавцу за покупкой телефонов, по ее словам, все прошло хорошо. Вскоре она увидела в социальных сетях объявление о предзаказе новых моделей iPhone. Заказала еще два телефона, и вновь все прошло гладко.
Все заказы приходили вовремя, а продавец, Эльвина, казалась надежным человеком. Девушка решила заказать телефон для дочери. Были небольшие задержки, но в итоге доставка приехала.
«Мы часто общались, когда я заезжала в магазин, вместе пили кофе, обсуждали заказы. У нее двое детей, муж — все выглядело как у порядочного человека. Она всегда была на связи, отвечала на сообщения, объясняла, если были задержки. Это внушало доверие», — рассказывает Анастасия.
Летом Эльвина предложила сделать крупный оптовый заказ по сниженной цене, ссылаясь на временную акцию, действующую до конца августа. Анастасия, не дожидаясь предыдущего заказа, вложила деньги в новый, надеясь на быструю поставку. Однако телефоны так и не пришли. Общая задолженность продавца достигла 3,14 млн рублей.
«Мы начали волноваться только в сентябре, когда ожидали очередной заказ, но ничего не поступало. В октябре стало понятно, что дело плохо, но продавец заверила нас, что все наладится», — говорит пострадавшая. — Она постоянно кормила обещаниями. То поставка задерживается, то какие-то проблемы на таможне. Иногда выдавали один-два телефона, но большая часть так и не пришла».
Когда терпение лопнуло, муж Анастасии встретился с продавцом, которая написала расписку о том, что до конца декабря выдаст все заказанные товары. Однако никакую технику девушка не получила и подала заявление в полицию.
«Самое обидное, что до последнего я верила ей. Она внушала уверенность, говорила правильные вещи, казалась честной. Никогда бы не подумала, что все закончится таким обманом», — признается девушка.
Также Эльвина неоднократно занимала деньги у Анастасии «до вечера» или «на пару дней», уверяя, что скоро вернет долг. Однажды она вернула деньги переводом через «знакомых».
«Позже выяснилось, что перевод сделали такие же пострадавшие, как я. Люди, которые заказывали у нее телефоны, даже не знали, что их деньги уходят не на оплату заказов, а другим жертвам, чтобы создать видимость честности. Все было тщательно продумано», —уверена Анастасия.
Отвечали с насмешкой
Люди предприняли многочисленные попытки связаться с продавцами через социальные сети, напрямую с руководителем и логистом. Впрочем, все старания были без толку, на звонки и смс никто так и не ответил. Потом в интернете появились номера матери и мужа владелицы магазина, но и они игнорируют покупателей . Корреспондент UFA.AIF.RU также пытался дозвониться до магазина, чтобы получить комментарий, но никто не ответил.
По словам жертв возможной аферы, тем, кому удалось дозвониться до владелицы магазина, она отвечала с насмешкой, что деньги возвращать не собирается, и советовала обращаться в суд.
Сейчас люди активно обсуждают, как дошло до того, что их смогли обмануть, и приходят к выводу, что продавец действовал очень хитро. Первая публикация в социальных сетях сделана 6 мая прошлого года. И до лета-2024 поставки гаджетов велись. Торговая точка находилась по адресу ТЦ «Иремель», ул. Менделеева 137. На дверях были указаны сведения об организации – номер телефона, ИП Ситникова Э. Р., ИНН. С 5 декабря точку закрыли и даже убрали вывеску. В «2ГИС» по названию магазин теперь не найти, его удалили с из справочника.
Потерявшие деньги люди объединились в группу в соцсети, всего в ней более 500 участников. Раньше она была открыта, но со временем пришлось закрыть и добавлять новых участников только при предъявлении товарного чека и договора. Такие меры предприняли из-за того, что в паблике находились товарищи владелицы магазина и сообщали ей информацию, которой делились в беседе.
«Сейчас я прихожу к выводу, что точно не нужно было вносить предоплату 100%, а совершать покупку можно, только если товар есть в наличии. Также стоит обратить внимание на цену, она не должна быть слишком занижена», - рассуждает уфимец, которого обманули на 200 тысяч.
Расследование и коллективный иск
Пострадавшие массово обратились в городской отдел полиции №3 с жалобами на мошенничество. По последним данным МВД республики, заявления написали около 90 человек и обращения продолжают поступать. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Предварительная сумма ущерба оценивается в 20 млн рублей.
«Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств. Расследование продолжается», - сообщили в пресс-службе МВД.
Отметим, что покупатели взялись самостоятельно подсчитать общую сумму ущерба. По их данным, магазин обманул около 200 человек на почти 100 млн рублей. Хотя, возможно, еще не все подали заявления в полицию. Правоохранители, со слов потерпевших, сразу предупредили, что надеяться на быстрый исход дела не стоит: работа предстоит большая.
Обращения от потерпеших также принимает Роспотребнадзор. Ведомство готовит коллективный иск в суд.
«Если вы желаете вернуть деньги за товар, предлагаем присоединиться к иску Управления. Для этого обратитесь к нам с соответствующим заявлением, приложив подтверждающие документы (чек об оплате, копию договора).По всем дополнительным вопросам обращайтесь по телефону: 8 (347) 229-90-63».
UFA.AIF.RU следит за развитием событий.