Примерное время чтения: 9 минут
422

Камеры на 20 кг и запись «живьем». Как зарождалось башкирское телевидение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Башкортостан № 7 13/02/2024
Расима Каримова - легенда Башкирского телевидения.
Расима Каримова - легенда Башкирского телевидения. Башинформ

65 лет назад, в феврале 1959 года в Уфе начала вещание местная студия телевидения. О том, как снимали передачи, организовывали прямые трансляций и какими были главные герои первых эфиров, рассказывает «АиФ-Башкортостан».

Воровали у «Родины»

В 1956 году Совет Министров БАССР принял постановление о строительстве в Уфе телецентра. За дело взялись признанные профессионалы: директором строящегося объекта был назначен руководитель радиотрансляционной сети Эммануил Штейнберг, возводил здание трест №3 во главе с легендарным Леонидом Балабаном. А вот технический и творческий персонал набирали из новичков телевизионного дела.

Мало кто знает, что телевизионные передачи в Уфе велись уже в 1954 году. В гостинице «Башкирия» существовал клуб радиолюбителей.

«У нас была сильная группа техников и инженеров. Мы показывали фильмы, документальные и художественные, - рассказывал Константин Кравец, впоследствии - главный телеоператор Башкирского телевидения. - Возникали и трудности. И тогда нас выручал киномеханик зелёного зала кинотеатра «Родина» Вася Корчнев. Как только там проходили первые части нужного нам фильма, через «связного» он передавал их нам. А в это время в «Родине» шли последующие части. Конечно, воровать нехорошо, но нам так хотелось порадовать наших телезрителей! Тем более, их становилось всё больше».

Слух о том, что в Уфе появилось телевидение, быстро разнёссся по городу. Народ бросился покупать телевизоры. Сначала был простейший «КВН» с крошечным экраном и линзой (наполненная водой, она увеличивала изображение до размера почтового конверта. – Авт.).

«В 1960-м в нашем дворе на Ленина, 74 первым купил телевизор «Рекорд» пожарный дядя Ваня Целищев, отец моей подружки Тамары, - вспоминал Константин Кравец. - По вечерам в их 14-метровую комнатушку набивалось человек тридцать со всей округи. Экран то и дело подёргивался рябью, звук сменялся треском, изображение искажалось и тряслось, но все сидели с важным видом и, вперившись в чудо-ящик, восхваляли триумф науки и техники. Тогда-то я впервые увидела Расиму Каримову - первого диктора Башкирского телевидения. В марте 1959 г. на конкурсе дикторов её, тогда студентку БГУ, отобрали из 300 претендентов, и первые три года Расима совмещала работу с учёбой. Она свободно владела башкирским, татарским и русским языками. Её популярность была фантастической! Ею восхищались, её фото украшали обложки журналов. Каримова проработала на телевидении 26 лет.

Новый год в тестовом режиме

Пока шло строительство телецентра, Штейнберг добился возведения на проспекте Октября жилого дома для будущих сотрудников. Специалистов он набирал в Одессе, Ленинграде, Новосибирске, Ташкенте и Москве - там, где были институты связи. В 1958-м из Ленинграда приехали настройщики передатчиков и студийной аппаратуры, многому научившие уфимских инженеров и техников. В это время глава телерадиокомитета Гариф Валеевич Гузаиров и директор телестудии Гали Харисович Гумеров искали журналистов, режиссёров, операторов, звукорежиссёров. Они не набрали ещё и десятка человек, когда было решено устроить пробную передачу - в новогоднюю ночь с 1958-го на 1959 год. С Новым годом зрителей поздравили секретарь Башкирского обкома КПСС Хайдар Сайранов и поэт Мустай Карим, на роль диктора пригласили артистку филармонии Газиму Исмагилову. А 1 марта 1959 года состоялся первый выход в эфир из концертно-вещательной студии – эта дата официально считается днём рождения башкирского государственного телевидения.

Легендарный Гариф Гузаиров руководил комитетом по радиовещанию и телевидению БАССР в 1958-1965 годах. Этот талантливый человек, в разные годы работавший в Уфе редактором четырёх газет и собкором «Правды», писал на башкирском, татарском и русском, был остроумен и смел. Сам никогда не лебезил перед начальством и терпеть не мог лизоблюдов и доносчиков. Телевизионщики вспоминают, как он проучил сотрудницу, пытавшуюся очернить коллегу. В очередной раз та явилась к нему в кабинет и начала наушничать. «Подождите, - прервал её Гузаиров. - Мне нужно позвонить». Через минуту появился вызванный им и ничего не подозревавший Н. «Вот теперь все в сборе, - сказал Гариф Валеевич. - Выкладывайте, что там у вас».

Молодые и талантливые

Гузаирову удалось сколотить отличный журналистский коллектив: три выпускницы Ленинградского университета - Инна Хакимова, Альфира Сабитова и Нина Стратонова, а также окончившая Казанский университет Ирина Любимова. В музыкальную редакцию пришли Даурия Вахитова (после Башкирского пединститута) и выпускница Уфимского училища искусств Эльмира Давыдова.
Все подчинённые Гали Харисовича были очень молоды, поэтому он обращался к ним не иначе как «дочка» и «сынок». Самым старшим, например, в главной редакции художественных программ был 34-летний фронтовик, выпускник Литературного института Шакир Янбаев. В 1961-м с ним приключилась история. В Уфе готовились к республиканскому совещанию работников культуры. Несмотря на иллюзорную хрущевскую «оттепель», контроль был нещадным. Вот и в телестудии появилась некая дамочка, засланная прощупать сотрудников на «политическую зрелость». Задавала вопросы на засыпку, самый каверзный достался Янбаеву: «Какой строй победил у нас в стране?». Шакир Махиянович, рассчитывая на наличие у номенклатурной особы элементарного чувства юмора, ответил: «Не знаю, что за строй победил у нас в стране, а в моём ауле в Кугарчинском районе пока ещё феодализм». После резкой критики с трибуны совещания Янбаеву грозило увольнение. Но, видимо, Гузаирову удалось отстоять своего сотрудника.

Ответственным редактором телестудии была назначена Раиса Стрижкова. Она работала на радио редактором «Последних известий», но без раздумий приняла предложение перейти на ТВ. Эта маленькая, обаятельная, сильная женщина, известная своей суровой взыскательностью и кристальной честностью, стала «железной леди» первых десятилетий работы Башкирского ТВ.

Отделом детских программ почти 30 лет заведовала Ирина Любимова. С первых дней работы она привлекла к сотрудничеству учителей, детских писателей, педагогов. Приезжавшие с Центрального телевидения журналисты восхищались: «У нас, к великому сожалению, нет такой, как ваша Ирина Константиновна». Любимова понимала свою главную задачу: её телезрители - это будущее страны. В перестроечные годы говорила: «За окном - другая жизнь, трудная, но интересная. А у штурвала стоят наши дети, наши бывшие зрители». Подтекст был такой: «Вот теперь мы поймём, чего стоила наша работа, правильно мы всё делали или нет».

В экстремальных условиях

В те годы, когда уфимские связисты готовились к приёму передач из Москвы, студия каждый день выходила в эфир до 21-22 часов. Часто приходилось работать в «живом» режиме, или, говоря современным языком, online. Ещё осенью 1960-го стали выезжать сразу с несколькими камерами в театры, дворцы культуры, на предприятия и в учебные заведения. На киноплёнку кое-что снимали, но прямая трансляция с места события благодаря передвижной телевизионной станции превзошла все ожидания. Она полюбилась народу, потому что давала небывалое ощущение сопричастности. Подобно герою известного фильма многие утверждали, что за телевидением – будущее: не будет театра и кино, одно сплошное ТВ.

Всё шло нон-стопом, поэтому было необходимо провести большую подготовительную работу, предусмотреть внештатные ситуации.

По сей день помню передачу конца 60-х «Товарищ кино», которую вела из Дворца спорта наш знаменитый тележурналист Альда Валеева. На встречу со зрителями приехала группа популярных киноактёров: Лариса Лужина, Георгий Юматов, Владимир Ивашов, другие. На экране Альда Акрамовна запросто болтала и перешучивалась с ними, словно они были знакомы сто лет. Никто не заметил её чуть испуганных глаз и слегка дрожащих рук - она держалась свободно и уверенно. Но позже выяснилось: пока готовились к эфиру, знаменитости занимались тем, что успокаивали Альду: Ивашов пел под гитару, Юматов подбадривал шуточками, а Лариса Лужина, слава которой после выхода фильма «На семи ветрах» была в зените, призналась, что ужасно волнуется.

«На заре телевидения не было видеозаписи, мобильных видеокамер, электронного монтажа, а все шло в эфир «живьём», - говорила Альда Акрамовна. - Первые телережиссёры работали в экстремальных условиях, но у них за спиной было театральное образование, крепкая сценическая школа. Легендарный Рафгат Файзи, Василий Иконников, Александр Филимонов, Юра Комков… Какие были люди на нашем телевидении!».

Самыми сплочёнными были кинооператоры, пришедшие на студию на рубеже 50-60-х. Это было настоящее мужское братство: они вкалывали целый день с 20-килограммовой камерой на плече, были выносливы, терпеливы и некапризны. Если не было гостиницы, спали на сеновале или в машине. Частенько после очередного мероприятия устроители считали своим долгом щедро угостить их горячительным, что, конечно, создавало немало проблем.

Любимцем коллектива был Юрий Комков. Никто кроме него не мог на таком уровне вести трансляцию массовых праздников, правительственных концертов, театральных постановок, спортивных матчей. Имея самую низкую профессиональную категорию, он взваливал на себя ношу режиссёра высшей квалификации. Внешне он всегда казался весёлым и подбадривал других.

Через три года в Уфу приехал один из секретарей Союза кинематографистов и был сильно удивлен, узнав, что на провинциальном ТВ снимают фильмы не только на видео-, но и на киноплёнке. Копии готовых лент он увёз в Москву, а через год на всероссийском кинофестивале показали три картины объединения. Высокую оценку получили «Маленькие праздники в собственном доме» (об Адие Ситдиковой). Автор фильма Альда Валеева, режиссёры Лина Мамина, Амир Абдразаков, Азамат Хужахметов и оператор Марс Мухамадеев стали членами Союза кинематографистов России.

Здесь стоит сказать и о нашем «Бондарчуке» - так в шутку коллеги называли Амира Абдразакова. За свою творческую жизнь он снял 26 кино- и 18 видеофильмов, посвящённых национальным традициям и духовным сокровищницам башкирского народа. Амир Абдульманович стоял у истоков создания Башкирской киностудии, которая сегодня носит его имя.

…И сегодня, спустя 65 лет, несмотря на определённую зависимость от «ящика», наша жизнь, к счастью, не стала «сплошным телевидением». Хотя есть немало людей, для которых оно остаётся единственной реальностью. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто старался нести в наши дома радость и тепло.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах