Жительница Башкирии Ольга Самарина уже больше десяти лет идет к своей большой мечте – возродить деревню. Она хорошо помнит, как сельчане еще недавно жили фактически одной семьей и берегли традиции. Сегодня же все чаще не всегда знают, как зовут соседей. Но Ольга уверена, что потребность быть вместе в глубине души у людей есть. В своем родном селе она начала объединять людей для восстановления полуразрушенного храма, проводить ежегодный праздник. Эта маленькая традиция выросла в масштабный социокультурный проект «Живи, деревня!», который сегодня объединил почти два десятка районов региона.
«Что было делать – мы запели!»
Ольга родилась и выросла в селе Ахлыстино Кушнаренковского района Башкирии. Из своего детства она хорошо помнит, как люди жили там тогда. Ее родители – учителя по профессии, отец – участник Великой Отечественной войны, мама – активистка по партийной линии. Классическая советская семья. Но подсознательно, это дочь поняла уже потом, они и их сверстники еще сохраняли традиции и ценности деревни дореволюционной России – общинной, патриархальной. Все сельчане друг друга знали, в порядке вещей было зайти к соседу за хлебом или солью. А на праздники обязательно собирались вместе и пели народные песни. Ольге, в те времена активной пионерке, такая музыка в сравнении с мелодиями советской эстрады казалась грубоватой. Но прошли годы, и именно эти песни захотелось петь вновь. Начав работать медиком в Уфе, она параллельно занялась самодеятельностью, а позже возглавила приходской хор «Свет» при Кирилло-Мефодиевском храме столицы. Впоследствии именно песня помогла сделать первый шаг к началу ее большого проекта.
В Ахлыстино с начала 20-го века сохранялся полуразрушенный храм Рождества Христова. Когда-то его возводили всем селом, из кирпича с местного заводика, продумывали оригинальную кладку. Церковь нужна была большая – ведь в те времена особенно в деревне на службу ходили все. К 1917 году почти было достроили, но пришли красные. Всю красоту изуродовали, сделали клуб: вместо фресок - агитлозунги, вместо молитвы - танцы. Позже и вовсе обустроили тут амбар.
В 90-е тоже не повезло: ни церковь не забрала, ни муниципалитет на баланс не принял. Старинный храм продолжал ветшать, внутрь забредала скотина. И в итоге дошло до того, что свои же сельчане стали растаскивать его по кирпичам.
«Моя мама, которой на тот момент, в 2011 году, было уже 77 лет, не выдержала и буквально с палкой вышла на защиту храма. И у меня появилась идея: я пригласила наш коллектив «Свет» выступить тут же, на горке. Что еще было делать в той ситуации – и мы запели! Привлечь внимание удалось, и уже через год нам восстановили приход. И тогда ко мне пришло осознание, что через храм можно начать возрождать утерянную общинность деревни. Из цели родилось и название – «Живи, деревня!». Фактически это был крик отчаяния, призыв о помощи! Первый большой праздник прошел в 2015 году. Через два года приехало уже несколько коллективов из разных районов. Потом у нас были люди из Уфы и даже гости из Италии! Наш фестиваль в Ахлыстино мы стали проводить ежегодно: делали концерты, активности для детей, организовывали крестные ходы».
Помогали все
На момент, когда началось возрождение храма, в Ахлыстино уже закрыли клуб, школу, библиотеку. Осталась только церковь, которой и суждено было объединить сельчан.
Восстанавливать ее, как и когда-то строить, взялись всем сельским миром. Когда бросили клич о помощи, отозвались почти все. Для многих это стало попыткой отдать дань уважения предкам. По словам Ольги, в памяти местных жителей еще живы истории о гонениях на церковь, трагических судьбах их родных. В селе в свое время было несколько десятков репрессированных. Население здесь преимущественно русское, этнически православное, но есть и мусульманские семьи. Ольга вспоминает, как в числе тех немногих, кто отказался давать пожертвование, оказались именно русские, за что их потом осудили мусульмане.
Шаг за шагом дело пошло. Вывезли мусор – сняли почти метр земли вперемешку с зерном. Вставили окна, двери, покрыли крышу, установили даже небольшой купол. Звонницу соорудили на улице, денег на колокола сразу не нашлось – обрезали и подвесили газовый баллон. Оказалось, так тоже можно!
Сейчас в храме белые стены, есть алтарь, пусть и самый простой, иконы. И пол уже полноценный, даже теплый, электрический. Его включают перед службами, которые, кстати, теперь проходят каждую неделю. Назначили и настоятеля (раньше был один на весь район), службы проходят регулярно.
«Для единства нужно общее дело»
А пока воскресало Ахлыстино, Ольга зарядила своим энтузиазмом и жителей других районов. Клич «Живи, деревня!» покатился по республике. Один за другим праздники стали проходить в разных селах. За эти годы проект охватил уже почти 20 муниципалитетов. Не везде история строилась вокруг старинных храмов, где-то люди рады были просто празднику.
Постепенно менялся и формат: это уже были не только концерты, но и мастер-классы, ярмарки, выставки, экологические субботники, народные игры для детей. С началом СВО появилось и военно-патриотическое направление. Некоторые мероприятия прошли даже без участия Ольги – она подавала идею, консультировала, а активисты на местах брались за дело.
«Если праздник проходит в одной деревне, стараемся звать гостей из соседних, - рассказывает она. – Раньше, например, в деревне обязательно праздновали престольный праздник церкви. Где-то это Троица, где-то Рождество Богородицы, где-то какой-нибудь святой – в зависимости от того, в честь кого воздвигнут храм, даты везде были разные. По такому случаю обязательно приезжали гости из соседних деревень, и так происходило постоянное общение. Так и мы сейчас стремимся возродить традицию ездить друг к другу в гости».
«Деревня спасала Россию»
Средства на организацию в большинстве случаев, как говорит верующая женщина, находятся, «С Божьей помощью». Появляются неравнодушные люди, откликается еще кто-то, дают, кто сколько может – так, в складчину, все и получается. Только один раз, в 2021 году, удалось получить грант Российского фонда культуры на 250 тыс. рублей. А в основном все своими силами. И тем не менее проект живет. Сейчас Ольга продумывает возможность работы по принципу фандрайзинга, мечтает сформировать постоянную команду волонтеров. В перспективе хочет помогать и решать сельские проблемы: ведь когда жители станут больше общаться, они смогут вместе делать свою малую родину лучше.
«Очень активно откликаются чувашские села, где в последние десятилетия тоже люди начинают забывать национальные традиции, им хочется помнить свои корни, – отмечает автор проекта. – Вообще, все больше людей сейчас действительно переезжают в города, ради образования, работы. Но ведь не все должны стать юристами, экономистами. Кому-то надо возделывать землю, рожать детей – просто жить, а не строить карьеру, задумываясь, о рождении детей на склоне лет. Прогресс, достижения – это все прекрасно. Но ведь в тяжелые времена именно деревня спасала Россию. И люди не должны стесняться того, что мы деревня».
«Подтолкнуть к хорошему»
Миграция в город – не единственная проблема. Бывая в разных деревнях, Ольга замечает, что и там жизнь становится другой. Формально – это село, а по факту – загородный коттеджный поселок, где вновь каждый сам по себе. В этом году проект «Живи, деревня» прошел в деревне Карпово Калининского района Уфы – фактически сегодня это спальный район столицы. Но даже там оказалось, что в потребность в объединении у людей есть. Начали готовить праздник, звонить, спрашивать – и многие стали соглашаться, предлагать, приходить.
Возможно, пройдет несколько десятков лет, и о нашем времени тоже будут вспоминать хорошо!— «АиФ»
«Конечно, откликаются не все сельчане. Но для того, чтобы человек сказал, что он не хочет что-то делать, надо чтобы это что-то было, - рассуждает Ольга. – В советские годы общество тоже не было таким единым и идеальным, как сейчас принято считать. Хорошие примеры, конечно, были, но это единицы - они становились героями, о них писали книги, снимали фильмы. А в реальной жизни жили обычные люди. Я хорошо помню те годы, сама была активной пионеркой, многие шли из-под палки, а не по зову души. Иногда кого-то нужно подтолкнуть к хорошему, заставить. Зато спросите теперь – и многие пожилые теперь те годы вспоминают с радостью. Во-первых, это их молодость. Во-вторых, человеку свойственно помнить больше хорошего и забывать плохое. Возможно, пройдет несколько десятков лет, и о нашем времени тоже будут вспоминать хорошо».